28 февраля 2018 года в рамках муниципального Форума «Лидер в образовании 2018» на базе школы № 36 для учителей истории, обществознания и права состоялся семинар-практикум «Методические аспекты подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ истории и обществознанию. Практические советы». Семинар проводила учитель истории, обществознания и права, директор школы № 36 Наваренко А.Н.
Такие предметы, как история и обществознание, подразумевают при рассмотрении нового материала именно смысловое чтение, поэтому Наваренко А.И. говорила о системе формирования навыков смыслового чтения на уроках истории и обществознания, так как работа с текстом – это важный фактор успешного выполнения заданий ГИА.
Говоря о своих методах подготовки к ГИА, учитель опирался на типичные ошибки, выявленные при анализе результатов ГИА по истории, обществознанию: учащиеся, анализируя исторические источники, сводят анализ к пересказу текста или подменяют цитированием, часто вырванным из контекста; они не видят разницы в подходах к выполнению заданий по тексту; выполняя работу по тексту, не приводят авторскую интерпретацию, не могут найти в тексте и привлечь дополнительные контекстные исторические знания; не понимают формулировки задания, слабо владеют терминами, плохо читают.
Эти проблемы легли в основу комплексной работы по формированию навыков смыслового чтения на всех этапах обучения в школе № 36. Наваренко А.Н. показала структуру формирования навыков смыслового чтения, которая применяется в школе: 1-й уровень 1 – 4 классы – научить читать и понимать прочитанное; 2-й уровень 6-9 классы – овладение видами осмысленного чтения публицистической информации и ее классификация; 3-й уровень 10-11 классы - анализ полученной информации. Также учитель предложил участникам семинара рассмотреть приемы формирования навыков смыслового чтения, которые используются на каждом уровне, и убедиться в эффективности их применения. Во время практической работы участники семинара, выполняя самостоятельную работу, не только применяли некоторые приемы формирования навыков смыслового чтения при работе с экзаменационным текстом, но и предлагали свои приемы, пополняя методическую копилку учителя.
По окончании семинара учителя отмечали, что продуманная и целенаправленная работа с текстом, направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя при подготовке к ГИА, ЕГЭ по истории и обществознанию. Такая поэтапная подготовка позволит учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.
Методист Наталья Андриенко |