ФГОС дошкольного образования утвердили
Совет Министерства
образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным
стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного
образования. В соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» дошкольное
образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования…
Как отметила директор
департамента государственной политики в сфере общего образования минобрнауки
России Анастасия Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости
дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к
дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Разработка стандарта
велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере
дошкольного образования под руководством директора Федерального института
развития образования Александра Асмолова.
В соответствии с
принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной
системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой
системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным
этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт
социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.
В основу стандарта была
положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно
которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности
входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование
выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой
принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход
от диагностики отбора к диагностике развития.
Центральная психодидактическая
технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со
сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный
стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь
ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в
стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской
игры.
В июне 2013 года проект
ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное
обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта,
были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки
Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам
3 июля 2013 года.
В соответствии с
решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на
повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и
рекомендации рабочей группы общего образования Совет министерства образования и
науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным
стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного
образования.
СПРАВКА
Федеральный
государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в
российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1
сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно
разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного
образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном
реестре. Образовательные программы дошкольного образования направлены на
разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности.
Федеральный государственный
образовательный стандарт включает в себя требования к:
- структуре основных
образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной
образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных
отношений) и их объему;
- условиям реализации
основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения
основных образовательных программ.
В отличие от других
стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного
образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся. |