ДНЕВНИК МУНИЦИПАЛЬНОГО ФОРУМА "ЛИДЕР В ОБРАЗОВАНИИ-2017"
"ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
8 февраля 2017 года в рамках муниципального форума "Лидер в образовании - 2017" для учителей русского языка и литературы на базе МБОУ «СОШ №30» состоялся Мастер-класс по теме "«Технология эвристического обучения как один из методов повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы».
На мастер-классе присутствовало 26 человек из следующих общеобразовательных учреждений: МБОУ «СОШ № 5, 7, 9, с углубленным изучением отдельный предметов № 10, СОШ № 11, 12, 14, 17, 19, 21, 29, 32, 38, 39, 40», МАОУ «Ангарский лицей №1»,ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Иркутской области.
Гнездилова О.А., психолог МБОУ «СОШ №30», провела с участниками мастер-класса деловую игру, в которой учителя нашли ответы на следующие вопросы: что мы понимаем под эвристическим обучением; основные признаки эвристической технологии и как они реализуются в учебном процессе в разнообразных вариантах групповой работы в классе, в свободных группах учебного проекта, в учебных "мастерских", деловых играх и т.д.
Практический опыт работы с технологией эвристического обучения был представлен учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 30» Андриенко А.Ю. на «неоткрытом уроке» литературы в 8 классе по произведению Н.В. Гоголя «Шинель» «Жалеть или не жалеть». На уроке участники семинара увидели, как учитель особое внимание обращает на работу с деталью, как ученики, работая с текстом Н.В. Гоголя, размышляя над созданным писателем образом Акакия Акакиевича, добывают знания, преодолевают трудности и решают проблемы. А показателем результативности применения этой технологии стала способность обучающихся видеть и понимать проблему, предлагать нестандартные способы решения, уметь раскрывать неизвестный предмет с разных точек зрения, понимать других участников учебной деятельности.
Также был представлен эффективный опыт работы Белых Е.В., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 30». Учитель предложил участникам мастер-класса на 15-20 минут представить себя пятиклассниками, которые, применяя приемы эвристического обучения, решат нестандартные лингвистические задачи, определят тему урока и поставят цели, которые необходимо решить в течение урока. Все справились с заданием на «отлично».
После проведения рефлексии участники мастер-класса пришли к выводу, что эвристические технологии не "надстраиваются" над классно-урочной формой, слегка ее оживляя, а принципиально меняют обучение в школе - его направленность, отбор содержания, способы мотивации и организацию педагогического взаимодействия. Также Эвристическое обучение можно использовать как дополнение к другим методам для развития творческих способностей ребенка, так как ученику всегда приятно чувствовать себя полноправным участником процесса обучения.
Методист МБУ ДПО Центр обеспечения развития образования Н.В. Андриенко |