МБУ ДПО Центр обеспечения развития образования г.Ангарск
Статистика посещений
Вторник, 23.07.2024, 08:10
Приветствую Вас Гость | RSS
ЦОРО АГО
Методическое сопровождение информатизации образования
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
Форма входа
Поиск
ММС Ангарска

Выступление на областном Форуме

 

Становление профессиональных компетентностей методических кадров как фактор развития муниципальной системы образования

 

Ведущие направления в развитии современного образования, определенные Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года, национальная стратегия –инициатива «Наша новая школа», определяющая одно из важных задач - Развитие учительского потенциала, введение ФГОС, инновационная деятельность образовательных учреждений и педагогов определяют новые требования к уровню профессионализма педагогов, поэтому становление профессиональной компетентности методических кадров является актуальной задачей как ресурс комплексного сопровождения педагогов при модернизации Российского образования, введения ФГОС.

Проектом предусмотрены следующие этапы:

1.Определение понятия профессиональная компетентность методических кадров, ее сути и структурных компонентов.

2. Диагностика профессиональной компетентности методических кадров.

3.Разработка и реализация программы становления профессиональных компетентностей методических кадров.

Проведенный теоретический анализ дает основания рассматривать профессиональную компетентность, как системообразующую профессионализма методических кадров.

По мнению Кузнецовой О.З., Профессиональная компетентность - интегральное профессионально-личностное  качество, обеспечивающее  сознательное решение профессиональных задач. Существуют различные подходы к определению компонентов Профессиональной компетентности методических кадров. Нами за основу взята модель профессиональной компетентности методистов, разработанная (Кузнецовой О.З.), которая включает следующие компетентности.

Модель профессиональной компетентности методистов (Кузнецова О.З.)

Функции методиста

компетентности

Педагогическая (методическая) функция:

 

коммуникативные

аналитические

консультативные

информационные

конструктивные

Исследовательская функция

исследовательские

проектировочные

экспертные

внедренческие

Управленческие функции

Управленческие умения – (анализировать, планировать, организовывать, контролировать систему собственных методических воздействий)

 

На основании данной модели на втором этапе была проведена Диагностика профессиональной компетентности методических кадров (июнь 20010 год), которая позволила выявить профессиональные возможности и потребности методистов по актуальным аспектам деятельности, заданным приоритетными направлениями развития муниципальной методической службы, в частности, сетевой организации ММС. На основе этих данных был определен уровень профессиональной компетентности методистов, а также критические точки и перспективы развития профессиональной компетентности методистов в рамках профессиональной деятельности.

Исследование степени значимости различных умений профессиональной деятельности методистов показало, что выделяют в порядке значимости следующие умения:

1. аналитические умения (формулировать проблемы, подлежащие анализу; формулировать цель анализа, применять адекватные методы анализа; формулировать выводы)

2. коммуникативные (устанавливать отношения сотрудничества; создавать благоприятный микроклимат) , внедренческие умения (создать условия для освоения и внедрения ФГОС, ин. Проектов);

3. управленческие умения (анализ, планирование, организация и контроль собственных методических воздействий)

4. проектировочные умения (научно обоснованно отбирать материал для освоения и проектировать собственную деятельность);

5. исследовательские умения ( работать с первоисточниками; разработать, провести эксперимент, обобщить  результаты)

6. конструктивные умения (планировать методическую работу; выбирать оптимальный вариант организации методического взаимодействия для разных категорий педагогов)

7. информационные умения (использование ИКТ в методической работе с педагогами, находить нужную информацию, использовать нужную информацию для текущего планирования);

8. экспертные умения (оценивать цели, содержание, новизну актуальность содержания педагогических проектов: составлять рецензии на материалы педагогов).

9. консультативные умения (оказывать помощь педагогам по актуальным вопросам педагогической практики, использовать консалтинговые технологии).)

Результаты самооценки готовности к совершенствованию профессиональной деятельности показали, что методисты имеют представление, могут применять и могут поделиться опытом по использования принципов сетевого взаимодействия, сетевой организации МР на муниципальном уровне (90%), по привлечению к работе на муниципальном уровне большого количества педагогов в качестве разработчиков проекта, тьюторов и т.д. (90%), по разработке и внедрению программ повышения квалификации, тематического семинара, мастер-класса, модуля для педагогов по своему направлению (90%).

Однако, нужна помощь для внедрения дистанционных форм методической работы (виртуальные МО, вебинары, конференции и т.д.) и разработки собственного сайта. 

В итоге  61% из  опрошенных методистов испытывают затруднения в организации методической работы на муниципальном уровне с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Таким образом, после диагностики можно утвердительно сказать, что проблема организации методической помощи за счет использования современных  ИКТ, требовала незамедлительного решения. На данный момент все методисты прошли курсы по ИКТ, семинары по разработке сайта. Но это только начало пути.

На следующем этапе проекта - создание  модели сетевого взаимодействия по развитию профессиональной компетентности методических кадров с внутренними ресурсами на муниципальном уровне, с внешними ресурсами, имеющими потенциал для развития профессиональной компетентности методистов, ИРО, ИПКРО (участие в федеральном эксперименте АПКиППРО).

 

Перспектива - разработка программы становления профессиональной компетентности методических кадров (методистов, заместителей директоров по НМР, руководителей ШМО) в процессе  профессиональной деятельности для комплексного сопровождения педагогов при введении ФГОС в условиях развития сетевой организации муниципальной методической службы.

Это тьюторская работа в проблемно-творческих, проблемно-ресурсных  группах, сетевых опорных площадках; сетевых исследовательских проектах, совместных проектах с кафедрами, ММС других территорий, участие в вебинарах, видеоконференциях, разработка собственных сайтов, виртуальных МО.

В чем отличие такого сопровождения методических кадров от курсовой подготовки?

Развитие профессиональной компетентности происходит в рамках профессиональной деятельности, без отрыва от работы и в течение всего учебного года; происходит живой, неискусственный тренинг в реальных профессиональных ситуациях; проявляется самоактивизация собственных ресурсов и поиск источников развития как методической работы на муниципальном уровне, так и собственной профессиональной  компетентности.

 


ЦОРО АГО 2024

n.