Проект
МБОУ ДПОС «Центр обеспечения развития образования» по теме «Развитие
профессиональной компетентности методических кадров в условиях становления и
развития сетевой организации муниципальной методической службы» в рамках
мегапроекта.
Одной из задач текущего года Центра обеспечения
развития образования было расширение сотрудничества с методическими службами
региона и России через организацию совместных проектов. В 2010-2011 учебном
году в рамках областного мегапроекта по теме «Персонифицированная модель
повышения квалификации специалистов ММС как условие создания инновационной
развивающейся профессиональной среды в муниципальном образовательном
пространстве» (руководитель Магальник Людмила Алексеевна, кандидат
педагогических наук, доцент кафедры управления и развития образования)
проходила реализация 1 этапа проекта МБОУ ДПОС «Центр обеспечения развития
образования» по теме «Развитие профессиональной компетентности методических
кадров в условиях становления и развития сетевой организации муниципальной
методической службы».
Национальная
стратегия–инициатива «Наша новая школа», определяющая одну из важных задач -
развитие кадрового потенциала, готовность к введению ФГОС, определяет новые
требования к уровню профессионализма работников образования, поэтому
становление профессиональной компетентности методических кадров является
актуальной задачей как ресурс комплексного сопровождения педагогов при
модернизации Российского образования, введения ФГОС. В рамках проекта
определено понятие профессиональная компетентность методических кадров, ее суть
и структурные компоненты.
Профессиональную компетентность мы рассматриваем как интегративное
профессионально-личностное
качество, обеспечивающее эффективное решение профессиональных
задач.
Проведенная в 2010 году
диагностика профессиональной компетентности методических кадров МБОУ ДПОС
«Центр обеспечения развития образования» позволила выявить профессиональные возможности,
а также критические точки развития профессиональной компетентности методистов в
рамках профессиональной деятельности. В итоге 61% из опрошенных методистов
показали, что испытывали затруднения в организации методической работы на
муниципальном уровне с использованием информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ). В 2010-2011 году методисты Центра участвовали в работе сетевого
сообщества Творческих учителей и в вебинарах, проводимых АПКиППРО. Однако,
внедрение дистанционных форм методической работы (организация дистанционного
обучения, деятельность виртуальных МО на уровне муниципального образования,
вебинаров, конференций и разработка собственного сайта) осталось в 2010-2011
году нерешенной проблемой в деятельности методических кадров. Тем не менее,
уменьшился процент работников, испытывающих такие затруднения.
Проведенная в июне 2011 года самодиагностика
(Таблица 1) уровня компетентности методистов Центра в области инновационной
деятельности показала следующие результаты. Когнитивная готовность - 69% на
среднем уровне и 31% на высоком уровне. Технологическая готовность – 63% на
среднем уровне, 37% на высоком уровне. Работники не отметили у себя наличия
низкого уровня когнитивного и технологического компонентов компетентности в области инновационной деятельности. Хотя дистанционные
формы методической работы тоже являются инновационными. Мотивационный компонент
– по 50% на высоком и среднем уровнях.
Готовность методистов к
инновационной деятельности (компетентность в области инновационной
деятельности)
I. Мотивационная готовность |
||||
|
Уровень готовности педагогов |
|||
Компонент готовности |
Высокий % |
Средний % |
Низкий % |
|
I. |
Компетентность в области инновационной деятельности: |
39% |
61% |
0% |
I.2. |
Когнитивная готовность: - знание современных требований к
результатам школьного образования, -знания инновационных моделей и технологий,
осознание условий их применения; -знание современных образовательных
концепций. |
31% 42% 25% 25% |
69% 58% 75% 75% |
|
I.3 |
Мотивационная
готовность: -
стремление к
творческим достижениям; - стремление к получению высокой оценки творческой деятельности; - личная значимость творческой деятельности; -
стремление к самосовершенствованию |
50% 50% 50% 33% 67% |
50% 50% 50% 67% 33% |
|
I.4. |
Технологическая
готовность - владение комплексом
понятий педагогической инноватики; - понимание роли и места ин. деятельности
в образовательном учреждении, ее связи
с учебным процессом; -
умение критически анализировать педагогические системы, учебные программы,
технологии, дидактические средства обучения; -умение
разрабатывать проекты внедрения новшеств; -умение работать в группах
внедренческих проектов и проведения экспериментов;
-умение анализировать и оценивать систему инновационной деятельности в
школе; -
умение анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной
деятельности). |
37% 50% 50% 25% 33% 33% 25% 42% |
63% 50% 50% 75% 67% 67% 75% 58% |
|
|
ИТОГО |
39% |
61% |
0% |
Анкетирование по готовности работников к
инновациям подтвердило высокий уровень мотивации и желание дальнейшего
развития, в том числе и в области ИКТ.
Результаты следующие (баллы от 1 до 10):
-Постоянно ощущают потребность в новой
информации и обучении - (7,4 балла из 10).
-Запросы к такой информации высоки, интересы в
этой области широки и разнообразны - (7,9 балла).
-Занимаются самообразованием - (7,9 балла).
-Знают, как спланировать работу (9 баллов).
-Могут оценивать эффективность и результаты
своей деятельности, выявлять собственные ошибки и прогнозировать направления
своего профессионального развития (8,6 балла).
-Владеют различными способами работы с новейшими
техническими средствами, ИКТ (Интернет,
интерактивная доска, создание сайта, виртуального МО и т.д.) – (5,4 балла).
Поэтому, данное направление и является
актуальным и приоритетным в деятельности методистов на следующий учебный год.
Оценка реализации потребностей методистов в
развитии и саморазвития (Анкета 3) проводилась на основе самоанализа.
Отвечая на вопросы анкеты, респонденты ставили
баллы, соответствующие их мнению.
5
– если данное утверждение полностью соответствует действительности (сумма 75
баллов), таких показателей нет;
4
– скорее соответствует, чем нет (сумма от 60 до 69 баллов, все 12 респондентов
(см. диаграмму);
3
– скорее не соответствует (45 баллов), таких показателей нет.
Это подтверждает стремление методистов к
рефлексии своей деятельности, к управлению своим профессиональным развитием.
Потребность развития субъектов
методического процесса и отсутствие информационно-методического пространства,
позволяющего осуществлять на практике идею профессионально - личностного
развития методических кадров способствовала включению Центра в работу новой
экспериментальной площадки по вопросам развития ММС. Экспериментальная площадка
открыта решением Ученого Совета АПКиППРО от 24.02.2011 г на базе ОГАОУ ДПО (ПК)
С «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» по теме
«Повышение квалификации специалистов муниципальных методических служб как
условие инновационного развития муниципального образовательного пространства».