МБУ ДПО Центр обеспечения развития образования г.Ангарск
Статистика посещений
Воскресенье, 22.12.2024, 01:03
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила раздела · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: TNikolaeva  
правила проведения олимпиады по МХК
TNikolaevaДата: Четверг, 11.10.2012, 14:07 | Сообщение # 1
Группа: Методист
Сообщений: 2
Статус: Offline
[b][size=16][font=Times]Для учителей преподающих МХК и искусство.
Внимание! 24 октября 2012 года состоится школьный этап олимпиады по МХК. Для проведения олимпиады необходимо:
1. Составить вариант олимпиадных заданий по параллелям (5-11 классы.) (приложение1);
2. Провести школьный этап олимпиады в образовательном учреждении до 25 октября;
3. 25.10. до 12.00 отправить:
- результаты олимпиады 5-9 класс по электронному адресу school15angarck@yandex.ru Копыловой Н.Н.(приложение 2)
- олимпиадные задания с ответами и разбаловкой
10-11 классы результаты высылаются по правилам проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады
Приложение 1
Алгоритм составления олимпиадных заданий по предмету «МХК» для 5-11 классов 2012/2013 учебный год
Общая характеристика типов заданий олимпиады по МХК
Четыре типа заданий
Первый тип заданий
включает отрывки из художественных, литературно-критических, искусствоведческих произведений, описывающих узнаваемое произведение искусства, деятеля культуры, имя или название которых предлагается определить по характерным чертам или признакам, упоминаемым в предлагаемом тексте. Первый тип заданий направлен на выявление умения определять явление художественной культуры по называнию его черт или видеть его проявление в другом произведении искусства, а также включает вопросы на общую эрудицию. К этому же типу заданий относятся задания по экфрасису – воспроизведению образов одного вида искусства средствами другого вида искусства (освоение музыкой литературно-художественного произведения).
Ответ на задание 1.1.
• 1. Прокофьев(а)
• 2. «Ромео и Джульетте» Прокофьева
• 3. Прокофьев(а)
• 4. Галине Улановой

Задание 1.1.
• Впервые «Золушка» была поставлена в ноябре 1945 г. на сцене Большого театра. После премьеры Борис Пастернак писал … [кому? – вставить имя и фамилию] (она танцевала в этой постановке): «...Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты... Мне та сила дорога в её угрожающей противоположности той, тоже вековой, лживой и трусливой, низкопоклонной придворной стихии, нынешних форм которой я не люблю до сумасшествия...».
• Задание 1.2. Назовите литературные произведения, ставшие основой для создания опер, укажите авторов литературных произведений и опер.
Ответ
• В истории искусства существует множество опер, созданных на основе литературных произведений. Это знаменитые «Фауст» Гуно, написанный по мотивам «Фауста» Гете, «Кармен» Бизе, по новелле Мериме, «Севильский цирюльник» Россини («Альмавива, или Напрасная предосторожность») по одноименному произведению Бомарше, созданная на сюжет шекспировской трагедии опера Верди «Отелло» («Отелло, или Венецианский мавр»), «Война и мир» С. Прокофьева, воссоздающая центральные эпизоды романа-эпопеи Л.Н.Толстого. Во всех этих операх композиторов привлекает напряженный драматический сюжет, сила чувств персонажей и задача передать их музыкальными средствами.
Особое место в искусстве занимают оперы, написанные по произведениям А.С. Пушкина, чрезвычайно ритмичным и мелодичным по своей природе. Сказочность обстоятельств, нежность героини и мужество героя привлекают в «Руслане и Людмиле», и прекрасно переданы в ведущих темах Глинкой в одноименной опере. Наверное, всем известен знаменитый «Марш Черномора», отражающий желание казаться значительным и великим ничтожного карлика, искрометность увертюры к опере, передающая неукротимость и безудержность молодого чувства, стремления влюбленных к осуществлению своей любви. Пушкинский материал стал великолепным подспорьем для создания русской оперы – для решения задачи, которую поставил перед собой М.И. Глинка.
Та же сказочность, игривость, наглядность образов, возможность использования выразительных народных мелодических тем привлекла в пушкинских сказках Н. Римского-Корсакова, создавшего оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок».
Мотивы и драматизм русской истории, хоровые массовые сцены отразились в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского.
Особенное качество возникает в произведениях, созданных по пушкинским мотивам П.И. Чайковским которому удалось создать выразительные индивидуальные темы для всех ведущих персонажей «Евгения Онегина», передать в музыке блеск московских балов и светской жизни русского дворянства, задушевность народной песни, лиризм провинциальной жизни.
Психологической напряженностью отличается созданная Чайковским опера «Пиковая дама»
Критерии оценки первого типа заданий.
• В ответах первого типа заданий оценивается
• 1. Отсутствие фактических ошибок при прямом ответе на вопрос. 1 балл за каждое верно названное имя, фамилию, название. Неверный ответ на поставленный вопрос – 0 баллов.
• 2. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. За комментарий каждой детали – 2 балла.
• 3. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. 10 баллов.
• Критерий, по которому оцениваются грамматические, речевые и лексические ошибки, используется следующим образом. Высокий балл (10 баллов) уменьшается с каждой орфографической, синтаксической, грамматической, речевой ошибкой, отсутствием логики при изложении ответа на один балл. Т.о., за 9 допущенных ошибок (не фактических, баллы за которые снижаются по другим критериям) и нелогичность ответа участник получает 0 балов за грамотность. Если ошибок допущено больше, чем 10, баллы далее не снижаются, выставляется 0 баллов. Абсолютно грамотно и логично оформленная работа выводит участника вперед, поскольку является показателем его высокой общей культуры. Если орфографическая ошибка допущена в термине, названии произведения, фамилии автора, снимается по 2 балла за грамотность. В случаях ответов на вопросы, предполагающие однозначные краткие ответы, количество выставляемых баллов оговаривается специально. См. разделы «Анализ ответа и оценка».
• 4. Оправданное расширение рамок в постановке вопроса. 5 баллов.

Второй тип заданий
направлен на умение участников обобщать и сравнивать, определить культурно-художественное явление по определению или ряду имен его представителей. Этот тип заданий, как правило, не требует развернутого ответа, но предполагает демонстрацию умения видеть общее и систематизировать, связан с вставкой слов, вычленением лишнего наименования в ряду, систематизацией видеоряда путем группировки номеров изображений.
• Задание 2.1.
• В какие группы и по каким принципам можно сгруппировать (систематизировать) 12 изображений? Назовите принципы и укажите рядом с каждым номера изображений, которые войдут в группу.

• Ответ на задание 2.1.
• Портрет в творчестве передвижников. 1-3, 5, 7, 9.
• Женский портрет. 2, 10,11, 12
• Мужской портрет. 4, 5, 7 – 9.
• Творения Леонардо. 8, 10, 12.
• Портреты деятелей русской культуры. 5, 7, 9
• Образы детей в живописи.1,3,6
• Автопортрет. 4,8,9,11.

• 1. В. Серов. Портрет Мики Морозова
• 2. И. Крамской. Портрет Неизвестной
• 3. В. Серов. Девочка с персиками
• 4. А. Дюрер. Автопортрет
• 5. И. Репин. Портрет Мусоргского
• 6. З. Серебрякова. За обедом
• 7. И. Репин. Портрет Л.Толстого
• 8. Леонардо. Автопортрет
• 9. В. Суриков. Автопортрет.
• 10. Леонардо. Дама с горностаем
• 11. З. Серебрякова. Автопортрет
• 12. Леонардо. Джоконда (вариант названия Мона Лиза)

Задание 2.3.
• Замените определение термином.
• Направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства XIX века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне. (Импрессионизм)
• Музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв. (опера)
Задание 2.4
• Укажите, по какому принципу составлен ряд:
• Сезанн, Ренуар, Моне, Дега, Писсарро. (Художники-импрессионисты )
• Дорический, коринфский, ионический.
• (Названия архитектурных орденов)
• Задание 2.6
• К каким областям культуры относятся перечисленные явления?
• Заполните таблицу:

• Новогоднее обращение Президента к народу, оперный спектакль, парад военных оркестров, детективный роман, концерт Академической капеллы, новогодние гуляния, всенощная служба, масленичное сожжение чучела зимы, парад пародистов, колядование, крестный ход, фильм ужасов.

• Официальная культура :

• Классическое искусство :

• Народная культура :

• Духовная культура :

• Массовая культура:

• Ответ на задание 2.6
Официальная культура
• парад военных оркестров, Новогоднее обращение Президента к народу
• Классическое искусство
• оперный спектакль, концерт Академической капеллы
• Народная культура
• новогодние гуляния, масленичное сожжение чучела зимы, калядование
• Духовная культура
• крестный ход, всенощная служба
• Массовая культура
• детективный роман, парад пародистов, фильм ужасов

Критерии оценки второго типа заданий.
• 1. Отсутствие фактических ошибок при прямом ответе на вопрос. 1 балл за каждое верно названное имя, фамилию, название. Неверный ответ на поставленный вопрос – 0 баллов.
• 2. Способность предложить принцип группировки материала. 2 балла за каждое предложение.
• 3. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок.
• В ответах на вопросы, предполагающие однозначные краткие ответы количество выставляемых баллов оговаривается специально. См. разделы «Анализ ответа и оценка».
• 4. Оправданное расширение рамок в постановке вопроса. 5 баллов.

Третий тип заданий
– направлен на выявление общей эрудиции участников, умение видеть культурное явление в движении, изменения функций с ходом исторического времени; помнить композицию произведения искусства. Понимать его художественный замысел. Задание предполагает более или менее развернутый связный ответ, требующий время для выстраивания его логики.
Задание 3.1
Назовите архитектурные объекты, их функции и по возможности место положения, принадлежность к конфессиональной культуре.
Ответ:
• Тадж Махал. (мавзолей-мечеть в Агре, Индия). Место погребения и богослужения, один из шедевров мирового архитектурного искусства. Сооружение представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом и башнями-минаретами
• Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Православный собор, изначально место богослужений, возведенный на месте покушения на царя. Используется как музейный объект.

Буддийский храм. Япония. Па́года («башня сокровищ») — буддийское или индуистское сооружение
культового характера.
Архитектурным своеобразием сооружения является двухъярусная кровля с приподнятыми
краями, изогнутость линий кровли.
Задание 3.4
Определите полотно по фрагменту, укажите на место фрагмента и его
значение в общей композиции.
Назовите автора произведения и его название.

• Ответ: Даны фрагменты знаменитого полотна Рафаэля «Сикстинская мадонна», находящейся в Дрезденской галерее.
• Центральной на полотне является фигура юной одухотворенной мадонны с младенцем на руках. Она полна решимости идти по предначертанному пути во имя спасения человечества. Эта решимость сочетается с открытостью, незащищенностью, нежностью, доверчивостью, которые призваны обезоруживать. Мадонна пойдет по жизни, побеждая любовью. Мать и младенец внешне одинаково беззащитны, в то же время, они будто бы дарят силы друг другу. Защитой им служит и окружающее им прозрачно-золотистое свечение, о силе которого будто бы знают другие персонажи, изображенные на полотне – святые, которым открыто предназначение младенца. Слева старец в золотистом одеянии – римский папа Сикст II, по имени которого и названа картина, указывает рукой на зрителей, куда устремлен и взгляд мадонны. Ей, юной и чистой, придется сделать шаг к людям, наделенным пороками и злобой.
• Второй представленный фрагмент занимает центральное место в нижней части картины. Лица ангелов задумчивы, взоры их обращены вверх. Они будто бы размышляют над уготованной судьбой мадонны и младенца и сострадают им. За ликами ангелов клубятся облака, по которым ступает мадонна. При ближайшем рассмотрении они оказываются курчавыми головами ангелов.

Критерии оценки третьего типа заданий
Отсутствие фактических ошибок при прямом ответе на вопрос. 1 балл за каждое верно названное имя, фамилию, название. Неверный ответ на поставленный вопрос – 0 баллов.
• Правильно называние функций культурных объектов. 1 балл за каждый правильный ответ.
• Участник обоснованно выходит за рамки вопроса, детализируя ответ. По 2 балла за каждое дополнение к раскрытию вопроса. 5 баллов.
Участник грамотно без орфографических и грамматических ошибок излагает ответ. 10 баллов

Четвертый тип заданий
– рассуждение-эссе по теории или философии искусства, осмыслению значения культуры. Задание не предполагает каких-то особых дополнительных знаний по теории искусства, знакомства с трактатами и специальными работами, но направлено на выявление способности самостоятельно мыслить, рассуждать, вырабатывать суждения по поводу тенденций современного культурного развития и доказательно излагать свою точку зрения. Для выполнения задания требуется время. Дается одно задание такого типа.
• Задание 4.1
• 2010 год – год 75-летия разработки и принятия Пакта Рериха о необходимости защиты памятников культуры, который был подписан главами ряда государств перед Второй мировой войной. Память о чем хранят и передают памятники культуры? Почему их необходимо сохранять? Напишите рассуждение-эссе по поставленным вопросам
• Ответ на задание 4.1
• Памятники культуры свидетельствуют о высоте духовной устремленности народа, о высших проявлениях народного духа, о тонкости чувствования и глубине понимания смысла земного существования. Они являются носителями памяти об этих вершинных достижениях, свидетельством мощи и красоты внутренней жизни народа и способом передачи нравственных заветов будущим поколениям. Именно поэтому нас наполняют одухотворенные и возвышенные чувства, когда мы видим красоту и мощь древнерусских храмов, монументальность кремлевских стен, гармонию разбитых парков и площадей. Мы можем восхищаться шедеврами изобразительного искусства, смеяться над недостатками, которые подметил и смешно отобразил мастер кисти или запечатлела народная память в озорных частушках.
• При уничтожении памятников культуры теряется часть народного духа, обедняется его душа, стирается память о работе духа ушедших поколений, о его вершинных достижениях, оказываются утраченными заветы, которые они стремились запечатлеть и передать потомкам. Таким образом, охрана памятников, их сохранение способствует росту самосознания и культуры народа и не является прихотью чудаков, которым жалко проститься со старым и отжившим.
• Критерии оценки четвертого типа заданий
• Участник раскрывает суть поставленного вопроса. 10 баллов.
• Логично выстраивает высказывание. 5 баллов.
• Применяет образы в ходе рассуждений. 5 баллов.
• Глубина раскрытия вопроса. 5 баллов
• Привлекает внешкольный дополнительный материал. 5 баллов.
• Выходит за рамки вопроса, расширяя видение проблемы. 5 баллов.
• Участник грамотно без орфографических и грамматических ошибок излагает ответ. 10 баллов.

• Приложение 2
• СОШ № 28

классы Количество учеников принявших участие в олимпиаде
5 -е 15 чел.
6-е 20 чел.
Итого 35 чел.

• Обучающиеся набравшие 50% от итогового балла записываются в табличку.
• Наверху прописывается идеальное количество баллов
ФИ класс Количество баллов
Сидорова Алина 5 58

• На муниципальную олимпиаду от школ проходят обучающиеся набравшие 50% и более от идеального итогового балла
• Справки по телефону:
• Николаева Т.В. – 59-19-35, сот. 89246221388
Копылова Н.Н. – сот.89021722249
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


ЦОРО АГО 2024

n.