Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов

«Центр обеспечения развития образования»

Сетевой исследовательский проект

«Становление педагога профессионала»




Руководитель проекта:

Загвоздина С.А., заместитель директора

Центра обеспечения развития образования



Актуальность.

Ключевым направлением работы методических служб в рамках реализации национальной стратегии - инициативы "Наша новая школа" выступает развитие учительского потенциала. Введение ФГОС требует от педагога сформированности не только предметных компетентностей и базовых основ психолого-педагогических знаний и умений, необходимо формирование учителя профессионала, владеющего коммуникативными, правовыми, информационными компетентностями, методологической культурой и готовностью к инновационной деятельности. Одна из важнейших задач преобразований, проводимых на школьном и муниципальном уровнях, — создание условий для подготовки к реализации ФГОС.

В целом, актуальность проблемы становления педагога профессионала обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, существенными инновационными изменениями в системе образования и введением ФГОС;

- во-вторых, особенностями переживаемого школой периода, когда прежние мировоззренческие и профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформировались в полной мере;

- в-третьих, сегодня учитель находится в условиях "информационного бума", в центре перекрестного (подчас противоречивого) потока информации: публицистической, педагогической, философской, психологической и др. Перед учителем встает проблема ориентации и отбора информации, пересмотра своей профессиональной "Я-концепции", прежних форм и методов работы.

Проблема формирования учителя профессионала рассматривается в работах Л.П. Гузеевой, А.В. Барабанщикова, П.П. Блонского и др. Акценты делаются на развитии духовно - интеллектуального, творческого, ценностно - эмоционального компонентов (Е.В. Бондаревская); на овладении общей культурой и профессиональными знаниями по всем направлениям педагогической деятельности, а также умением применять эти знания на практике (А.П. Ситник); на формировании психолого-педагогических интегративных качеств личности учителя (Н.В. Кузьмина), на формировании научно-исследовательской культуры (Е.В. Набиева), на становлении методологической культуры (В.В. Краевский, Г.Х. Валеев).

Профессиональное мастерство, по-мнению Т.А.Стефановской, это высший уровень владения профессиональными знаниями, реализованными в профессиональных умениях на практике.

Сегодня общество ставит перед педагогами новые требования и задачи. В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС указаны требования, предъявляемые к работникам образования, направленные на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н  Москвы «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Опубликован 20 октября 2010 г. Вступил в силу 31 октября 2010 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный № 18638).

В примерной общеобразовательной программе основного общего образования определены система кадровых условий реализации основной образовательной программы и модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов на основе профессионального стандарта педагогической деятельности (под редакцией Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова. Разработан по государственному контракту №П243 от 11.09.2006).

Поэтому, мы выделяем следующее противоречие:

- между необходимостью формирования компетентностей педагога профессионала, соответствующих требованиям ФГОС, и отсутствием разработанных программ повышения профессионального мастерства и обоснованных механизмов реализации таких программ на школьном и муниципальном уровнях.

В соответствии с базовыми компетентностями, указанными в основной образовательной программе основного общего образования, нами определены направления деятельности участников проекта:

Базовые компетентности педагога: Развитие личностных качеств, Мотивация учебной деятельности

СОШ № 24 направление по теме проекта «Развитие педагога-гуманиста», СОШ № 17 «Развитие эмоционального интеллекта как мотивационной составляющей инновационной деятельности», СОШ № 9 «Развитие коммуникативной компетентности педагогов».

Базовые компетентности педагога: Постановка целей и задач педагогической деятельности, Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений, Компетенции в организации учебной деятельности

Гимназия № 1 направление по теме проекта «Развитие правовой компетентности», ЦОРО, СОШ № 14, гимназия № 8 «Становление методологической культуры учителя».

Базовые компетентности педагога: Информационная компетентность

СОШ № 27 направление по теме проекта «Развитие информационной компетентности педагогов».

В связи с этим цель реализации проекта состоит в разработке и апробации программы повышения квалификации педагогов в соответствии с требованиями ФГОС в системе муниципальной методической службы Ангарского муниципального образования через организацию сетевого исследовательского проекта «Становление педагога-профессионала».

Определение цели обусловило выбор темы проекта «Повышение профессионального мастерства педагогов в условиях реализации сетевого исследовательского проекта «Становление учителя профессионала».

Объект исследования: процесс профессионального развития педагогов, соответствующего требованиям ФГОС, в системе муниципальной методической службы Ангарского муниципального образования.

Предмет исследования: программа повышения профессионального мастерства педагогов в условиях реализации сетевого исследовательского проекта «Становление учителя профессионала».

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи проекта:

1. Обосновать модель компетентностей педагога, ее составляющие компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности компетентностей, соответствующих требованиям ФГОС.

2. Разработать программу повышения профессионального мастерства педагогов.

Рабочая гипотеза исследования заключается в следующем:

Методическое сопровождение профессионального развития педагогов в межкурсовой период будет эффективным, если

а) будет реализован сетевой исследовательский проект «Становление педагога профессионала»;

в) организованы проектно-ресурсные команды по реализации исследовательского проекта, рассматриваемые как форма повышения квалификации.



Методологическую основу исследования составили философские положения о современной образовательной системе на основе амбивалентного подхода (Э. Блейлер), для которого характерны самоорганизация, саморазвитие, партнерство, коллективная ответственность, переход из обучаемого в обучающегося и самообучающегося субъект («амбивалентность» от лат. амбо – оба и valentia – сила, двойственность переживаний). Методологическими ориентирами исследования избраны также теории и технологии педагогического образования, обоснованные Н.А. Алексеевым, А.А. Вербицким, В.А. Сластениным, И.К. Фомичевой, Т.А.Стефановской; исследования по организации сетевой модели муниципальной методической службы Е.В.Василевской; содержание педагогической культуры учителя (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, А.П. Ситник).


Ожидаемые результаты:


1. Определена модель компетентностей педагога, ее составляющие компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности компетентностей, соответствующих требованиям ФГОС.

2.Разработана программа повышения квалификации педагогов на муниципальном уровне.

3.Выстраено сетевого взаимодействия участников исследовательского проекта.

4.Разработан диагностический инструментарий для определения уровня развития профессиональных компетентностей.


Критерии результативности сетевого исследовательского проекта:

1. Актуальность

- нацеленность на обеспечение основных направлений модернизации образования,

- реализация системно-деятельностного подхода.

2. Научно-методическое и информационное обеспечение

- наличие программно-методического обеспечения.

3. Системность деятельности проекта:

- теоретическое обоснование работы,

- оптимальность выбора форм, методов, средств работы, логическая завершенность.

6. Сформированность готовности участников проекта к инновационной деятельности:

Мотивационная готовность:

- стремление к творческим достижениям;

- стремление к получению высокой оценки творческой деятельности;

- личная значимость творческой деятельности;

- стремление к самосовершенствованию.

Когнитивная готовность:

- знание современных требований к реализации ФГОС,

-знания инновационных моделей и технологий, осознание условий их применения;

-знание современных образовательных концепций.

Технологическая готовность:

- владение комплексом понятий педагогической инноватики;

- понимание роли и места ин. деятельности в образовательном учреждении, ее связи с учебным процессом;

- умение критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии, дидактические средства обучения;

-умение разрабатывать проекты внедрения новшеств;

-умение работать в группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;

-умение анализировать и оценивать систему инновационной деятельности в школе;

- умение анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности).

7. Психологический аспект

- создание ситуации творческого партнерского общения,

- установление продуктивных межличностных отношений участников проекта.

Методы исследования. Изучение психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов по направлению исследования. Социологические методы: наблюдение; анкетный опрос, тестирование.



Механизмы отслеживания результативности проекта:

- анкетирование.

Сроки реализации сетевого исследовательского проекта:

2010 -2013 годы.



Участники: МБОУ ДПОС «Центр обеспечения развития образования», МОУ «Гимназия №1», «Гимназия №8», «СОШ №27 с углубленным изучение английского языка», «СОШ №14», «СОШ №9», «СОШ №17», «СОШ №24», «Ангарский лицей №1» (возможна корректировка участников проекта).



Прогноз положительных результатов, возможных негативных последствий, риски, коррекция.



Положительные

результаты

Возможные негативные последствия

Коррекция


Определена модель педагога профессионала, включающая профессиональные компетентности, соответствующие требованиям ФГОС.


Отсутствие взаимодействия руководителей проектно-ресурсных групп. Отсутствие командной работы в базовых школах.

Определить проектные задания на каждом этапе исследования для выполнения в учреждениях, сроки выполнения задач, определить ролевой состав проектно-ресурсных групп.

Обоснованы суть, критерии и показатели сформированности компетентностей педагога профессионала (коммуникативная, правовая, информационная профессиональная компетентность), структура и содержание методического сопровождения профессионального развития педагогов.

Отсутствие координации деятельности и взаимодействия проектно-ресурсных групп образовательных учреждений.

Наличие Координационного совета сетевого исследовательского проекта.



Этапы и план реализации исследования:



I этап (2010 - 2011 гг.) — поисково-теоретический



Цель: разработка сетевого исследовательского проекта и определение участников.



Содержание

Сроки

Ответственный

1. Изучение нормативно-правовой документации, отражающей требования к профессиональному развитию педагогов в соответствии с требованиями ФГОС.

сентябрь 2010

Загвоздина С.А., заместитель директора


2. Анализ исходного состояния системы методической работы на школьном и муниципальном уровне (итоги анкетирование учителей, заместителей директоров, руководителей методических объединений, изучение опыта работы школьных методических служб).

сентябрь

2010

Загвоздина С.А., заместитель директора

3.Определение участников сетевого исследовательского проекта, содержания и форм работы с проектно-ресурсными группами, базовыми образовательными учреждениями; определение целей, задач и основных направлений работы школьной методической службы участников проекта. Подготовка материалов проектно-ресурсных групп для утверждения проекта на МЭС.

октябрь

2010

Загвоздина С.А., заместитель директора

4. Моделирование содержания деятельности ШМС по развитию профессионального уровня (коммуникативная, правовая, информационная, профессиональная: в соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования, Профессиональным стандартом педагогической деятельности и с базовыми компетентностями педагогов (Примерная ООП ООО). Разработка моделей методического сопровождения развития профессионализма педагогов (по выбранным направлениям). Входная и итоговая диагностика в базовых школах.

Ноябрь 2010 -

июнь 2011

Загвоздина С.А., заместитель директора



Промежуточные результаты



II этап (2011—2012 гг.) — опытно-экспериментальный





Содержание

Сроки

Ответственный

1. Разработка структуры деятельности участников сетевого проекта «Становление учителя профессионала» на муниципальном уровне, сетевое взаимодействие базовых школ по организации методического сопровождения повышения профессионального уровня педагогов в межкурсовой период на муниципальную сеть.

сентябрь

2011

Загвоздина С. А., заместитель директора

2. Разработка содержания и направлений работы каждой из базовых школ в связи с учетом выявленных потребностей образовательного пространства.

Корректировка критериев и показателей уровня профессионального развития педагогов и эффективности методической работы на разных уровнях.

сентябрь

20011

Загвоздина С. А., заместитель директора,

Руководители проектно-ресурсных групп


3. Повышение профессионального уровня участников проектно-ресурсных групп через курсовую подготовку.

2011

Козырева Л.М., директор,

4. Изучение потребностей и профессиональных запросов, организация обучающих семинаров, тренингов на базе ОУ для формирования профессиональных качеств.

сентябрь

2011

Май 2012

Козырева Л.М., директор,

Загвоздина С. А., заместитель директора ,

Руководители проектно-ресурсных групп

6.Разработка модулей программ внутришкольного повышения квалификации, программ семинаров, тренингов и т.д. Утверждение на МЭС модулей программ повышения квалификации. Апробация на муниципальном уровне.

2012

Загвоздина С.А., заместитель директора,

Руководители проектно-ресурсных групп

7. Проведение диагностики профессиональных потребностей и запросов педагогов по формированию компетентностей, соответствующих реализации ФГОС.


Июнь

2012

Козырева Л.М., директор,

Загвоздина С.А., заместитель директора,






Промежуточные результаты



III этап (2012—2013 гг.) — обобщающий



Цель: Обобщение результатов исследования.

Анализ и обобщение результатов проекта; прогнозирование деятельности муниципальной методической службы по подготовке педагогов к реализации ФГОС.



Содержание

Сроки

Ответственный

1. Разработка системы мониторинга профессиональной компетентности учителя на школьном и муниципальном уровне в соответствии с требованиями ФГОС.

2012-2013

Козырева Л.М., директор,

Загвоздина С. А., заместитель директора


2. Координация деятельности всех субъектов сети. Организация муниципальных учебно-методических, стажерских центров на базе ОУ - участников проекта.

2012-2013

Козырева Л.М., директор,

Загвоздина С. А., заместитель директора


3. Оценка результативности выполнения проекта «Становление учителя профессионала»

2013

Козырева Л.М., директор,

Загвоздина С. А, заместитель директора


4. Обобщение результатов исследования.

2013

Козырева Л.М., директор,

Загвоздина С. А, заместитель директора




Промежуточные результаты:



Форма представления результатов

- публикации в СМИ;

- презентация деятельности.



Предусматривается предоставление текущей информации руководителями проектно-ресурсных групп. Основные данные по реализации проекта регулярно представляются общественности (в том числе на Интернет-сайте ЦОРО), в средствах массовой информации.


Основные формы контроля за реализацией проекта:

- анализ отчетной документации руководителей проектно-ресурсных групп по программе исследования;

- публичные отчеты участников на сайтах ОУ, открытом заседании МЭС.


Становление учителя профессионала



Развитие коммуникативной компетентности

СОШ №9

Становление методологической культуры

Гимназия №8,

СОШ №14



Развитие готовности педагогов к инновационной деятельности

СОШ №17



Развитие ИКТ компетентности

СОШ №27



Развитие правовой компетентности

Гимназия №1

Формирование личности педагога-гуманиста

СОШ №24

Лицей №1