Проектно-ресурсная группа МОУ « Гимназия №1»

Тема «Развитие правовой компетентности педагогов»


  1. Руководитель проектно-ресурсной группы: Бердников А.Г. (заместитель директора по научно-методической работе).

2. Актуальность темы исследования. Образование как система, основной функцией которой является обучение и воспитание человека, играет в его жизни наиважнейшую роль. Человек связан с этой системой значительную часть своей жизни. Она оказывает воздействие на его социализацию, процесс становления как личности. В образовательных системах стран мира интенсифицируются процессы их качественного обновления, всё более активизируются их человекообразующие системы. Социализация личности в образовании рассматривается как становление её активности, духовно-нравственных качеств, творческих способностей, ответственности за поступки и действия, трудовую деятельность.

Модернизация общего образования в России ориентирована на актуальные проблемы социально-экономического и культурного развития страны и направлена на качественную подготовку выпускников, компетентных, свободно владеющих своей профессией, способных к постоянному профессиональному росту. Поэтому и современный педагог должен обладать готовностью жить и работать в условиях непрерывно изменяющегося мира, разрабатывать собственные стратегии поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Он должен быть не только профессионально грамотным, но и социально - компетентным, уметь организовывать, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать решения.

Сегодня необходимо не только совершенствовать их профессиональные качества, но и учить быть психологически готовыми к новому виду профессиональной деятельности. Настоящее время выдвигает принципиально новую систему ценностей, основу которой составляет общая компетентность, одной из составляющих является правовая компетентность.

Правовая компетентность - качество действий педагога обеспечивающих эффективное использование в педагогической деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие решений в рамках существующей законодательной базы.

Одной из значимых проблем отечественной системы образования является несоответствие содержания современного образования потребностям современной экономики. Поэтому наряду с общепризнанной в современной дидактике социокультурной теорией содержания образования (В.В.Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), оформляется компетентностная теория содержания образования. Ее разработчиками являются В.А. Болотов, О.Е. Лебедев, А.А. Пинский, В.В.Сериков, И.Д. Фрумкин, Д.Б. Эльконин.

Компетентностный подход раскрывается через три инструментальные понятия: компетентности (содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представлений в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений), компетенции (обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности: социальная, коммуникативная и др.) и метакачества (свойства, способности, обуславливающие продуктивность выполнения любой профессиональной, учебно-познавательной деятельности: организованность, ответственность, рефлексия, толерантность и др.).

Если соотнести определения компетентности, компетенции и метакачеств, данных Э.Ф. Зеером, с пониманием компетентности, предложенным учеными московской педагогической школы, то можно понять, что инструментальные понятия составляют суть определения компетентности В.А. Сластениным и его единомышленниками.

У Г.П.Щедровицкого компетенция – предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности, компетентность – интегральная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях.

Подобное понимание значения категорий можно найти у Г.К. Селевко, который считает компетентность образовательным результатом, выражающимся в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами.

В.А. Сластенин понимает под педагогической компетентностью единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Готовность раскрывается через структуру педагогических умений (аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, информационных, ориентационных, коммуникативных и др.).

Основываясь на данном подходе и учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта можно определить содержание правовой (социально-правовой) компетентности, которая заключается в:


3.. Объект исследования – правовая компетентность педагогов.

4. Предмет исследования – организационные и научно-методические основы формирования правовой компетентности педагогов.

5. Цель исследования заключается в разработке, апробации и внедрении организационных и научно-методических условий формирования правовой компетентности педагогических работников.

  1. Задачи исследования.

7. Гипотеза. Формирование правовой компетентности педагогов, как профессионально необходимого качества, может быть успешным при условиях:



8. Методологические основы исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:


  1. Методы исследования.


  1. Сроки исследования - 2010-2011 учебный год.


Структурно-функциональная модель реализации программы исследования.

Этап исследования

сроки

Действия

Ответственные

Организационно-установочный (сентябрь-октябрь, 2010 г.)

- определение сроков определения этапов и выбор ответственных;

- разработка основных показателей и критериев;

- изучение литературы по теме исследования;

- разработка школьного положения ВТГ по теме исследования.

Бердников А.Г. – заместитель директора по НМР МОУ «Гимназия №1» г. Ангарска

Аналитико-диагностический (ноябрь, 2010 г.)

- выбор и конкретизация направлений работы;

- выбор методик и подборка диагностических материалов.

Творческая группа

Деятельностно-технологический (декабрь, 2010 г. – апрель, 2011 г.)

- изучение теоретического материала;

- формирование пакета диагностических материалов (разработка анкет и опросников);

- диагностика педагогов;

- обработка полученных результатов;

- конкретизация задач с учетом результатов исследования;

- определение способов реализации задач

- проведение обучающих семинаров

- разработка программы методического сопровождения.

Методический совет, руководители ШМО, педагог-психолог.

Обобщающий (май – июнь, 2011 г.)

- получение информации о результатах организации и проведения исследования;

- определение степени эффективности исследовательской работы.

Бердников А.Г. – заместитель директора по НМР МОУ «Гимназия №1» г. Ангарска


  1. Продукты исследования и ожидаемые результаты.

  1. Прогноз возможных негативных последствий.

  1. Коррекция по преодолению негативных последствий.

  1. База эксперимента - МОУ «Гимназия №1» г. Ангарска Иркутской области.

  2. Состав участников исследования.

  1. Руководители исследования:

  2. Временная творческая группа (руководители структурных подразделений, педагоги-психологи)

  3. Педагогический коллектив.