Проектно-ресурсная группа МОУ « СОШ № 9 »
Тема «Развитие коммуникативной компетентности педагогов»
База проекта:
МОУ «СОШ № 9» г. Ангарска Иркутской области.
Состав участников:
Руководители проекта:
Грищенко Л. Н.– заместитель директора по УВР,
Ригуц В. О. – заместитель директора по УВР,
Колчина О. А. - педагог-психолог.
Руководители ШМО, педагогический коллектив, психолог.
Актуальность темы исследования
Педагогический аспект. Раскрытие педагогических основ и условий профессионально-личностного развития, исследование путей практического содействия развитию коммуникативной компетентности педагогов, разработка соответствующих методических рекомендаций.
Психологический аспект. Развитие потребности учителя в самосовершенствовании, личностном росте.
Социальный аспект. Влияние на межличностные отношения между учителем, обучающимися, родителями коммуникативной компетентности и профессионально значимых личностных качеств учителя.
В квалификационных характеристиках работников образования коммуникативная компетентность характеризуется как качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации
Проблема
Недостаточный уровень развития коммуникативной компетентности педагогов школы в современных условиях реализации ФГОС.
Объект исследования
Процесс формирования коммуникативной компетентности педагогов школы.
Предмет исследования
Коммуникативная компетентность педагогов СОШ № 9.
Цель исследования
Повышение коммуникативной компетентности педагогов ОУ.
Задачи исследования
Изучить психолого - педагогическую литературу, положительный опыт по теме исследования, проанализировать и обобщить информацию.
Разработать критерии сформированности и показатели коммуникативной компетентности педагога.
Определить уровень коммуникативной компетентности педагогов СОШ № 9 (стартовая диагностика).
Разработать и реализовать Программу внутришкольного повышения квалификации по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога».
Обобщить и представить исследовательский опыт.
Гипотеза
В ходе реализации проекта СОШ № 9 «Развитие коммуникативной компетентности педагога» произойдёт повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов ОУ.
Методологическая основа исследования.
Личностно-деятельностный подход, предполагающий повышение квалификации учителей (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластёнин, А. И. Щербаков).
Взаимодействие как процесс, в ходе которого изменяется состояние субъекта (А. Л. Аверьянов, В. Г. Афанасьев).
Концепция о деятельности как активной форме отношений, о человеке как субъекте деятельности (Л. С. Выготский, А. Л. Леонтьев).
Методы исследования
Изучение состояния проблемы по разным источникам, обобщение и интерпретация данных, положительного опыта по теме исследования.
Методы сбора информации: интервьюирование, структурированное наблюдение, психологическое тестирование, анкетирование.
Психодиагностические методы: тестирование, опрос, беседа, интервью, анкетирование, метод экспертных оценок.
Метод математической статистики.
Методы коррекционно-развивающей работы: тренинги, семинары, деловые игры, консультирование, моделирование программы повышения коммуникативной компетентности педагогов.
Сроки исследования
2010-2011 учебный год.
Структурно-функциональная модель реализации программы исследования.
Этап исследования, сроки |
Содержание |
Ответственные |
Организационно-установочный (сентябрь-октябрь, 2010 г.) |
|
1)-2) Руководители проекта: Ригуц В. О., Колчина О. А., Кравченко М. А., Грищенко Л. Н. 3) Педагоги ОУ, руководители проекта
4) Руководители проектных групп
|
Аналитико-диагностический (ноябрь, 2010 г.) |
|
1)Руководители проектных групп
2) Педагог-психолог
3)Педагог-психолог, руководители проектных групп
|
Деятельностно-технологический (декабрь, 2010 г. – апрель, 2011 г.) |
|
1)Руководители проекта
2)Участники проекта
3)Педагог-психолог, руководители проектных групп 4)Руководители проекта
|
Обобщающий (май – июнь, 2011 г.) |
коммуникативной компетентности педагогов ОУ.
|
1) Педагог-психолог, руководители проектных групп 2) Участники проекта
3) Участники проекта
4)Руководители проекта
|
Продукты исследования и ожидаемые результаты
Программа внутришкольного повышения квалификации «Развитие коммуникативной компетентности педагога», модуль программы повышения квалификации.
Пакет диагностических материалов.
Прогноз возможных негативных последствий
Отсутствие позитивной динамики уровня коммуникативной компетентности педагогов школы.
Коррекция по преодолению негативных последствий
Разработка индивидуального маршрута формирования коммуникативной компетентности педагога.