Проектно-ресурсная группа МОУ « СОШ с углубленным изучением английского языка №27» г. Ангарска

Тема « Развитие информационной компетентности педагогов»


1.База - МОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка № 27 » г. Ангарска Иркутской области.

2.Состав участников проекта.

Руководители исследования:

Турбина Г.Н. - заместитель директора по УВР; Никитина С.Б., заместитель директора; Кадолова Н.В. заместитель директора по НМР.

Временная творческая группа: заведующие структурными подразделениям, кафедрами, руководители ШМО, педагоги-психологи, учителя информатики.

Педагогический коллектив.

3.Актуальность темы исследования. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и возможности их использования в образовании требует от преподавателя изменения стиля работы и организации труда, приобретения новых навыков педагогической деятельности. Поэтому педагог новой формации наряду с высокой профессиональной подготовкой в предметной сфере должен осваивать специфические знания в области информационных технологий. ИКТ-компетентность педагога является необходимым условием эффективности педагогического процесса и создает условия для организации обучения в современной электронной среде. Наличие специальных навыков и приемов разработки электронных курсов, владение приемами интерактивного взаимодействия, методами и формами электронного обучения позволяет педагогу самостоятельно использовать современные педагогические технологии, в том числе ИКТ.

Формирование базовой информационной компетентности педагога сопровождается повышением информационной культуры отдельного педагога и педагогического сообщества в целом. Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

МОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка №27» является инновационным образовательным учреждением. Однако существует проблема недостаточного владения педагогами информационной компетентностью. Только 20% педагогического коллектива прошли курсы повышения квалификации по вопросам ИКТ, что недостаточно. Поэтому тема развития информационной компетентности педагогов через программу внутришкольного повышения квалификации особо актуальна и значима для школы.

4.Объект исследования – процесс развития информационной компетентности.

5.Предмет исследования – развитие информационной компетентности педагогов.

6.Цель исследования – разработка модуля программы повышения квалификации для развития информационной компетентности педагогов школы.

7.Задачи исследования.

8.Гипотеза: если создан модуль программы внутришкольного повышения квалификации с отбором методов, средств, форм и содержания деятельности, то это будет способствовать развитию информационной компетенции у педагогов и эффективному их применению в образовательном процессе школы.

9.Методологические основы исследования.

Ученые различают уровни проявления информационной компетентности: элементарный (репродуктивная деятельность), функциональный (репродуктивная деятельность с элементами творческой деятельности) и системный (индивидуально-творческая деятельность), при этом выделяя три основных структурных компонента: мотивационно-ценностный, содержательно-операционный и исследовательско-рефлексивный. По их мнению, переход с одного уровня на другой затрудняется в связи с постоянным развитием ИКТ.

Сущностные характеристики ИКТ-компетентности и возможности ее развития рассматриваются в контексте новых направлений в методологии образования.

10.Методы исследования.

11.Сроки исследования - 2010-2011 учебный год.


Структурно-функциональная модель реализации программы исследования.


Этап исследования

сроки

Действия

Ответственные

Организационно-установочный (сентябрь-октябрь, 2010 г.)

- определение сроков определения этапов и выбор ответственных;

- разработка основных показателей и критериев;

- изучение литературы по теме исследования;

- разработка школьного положения ВТГ по теме исследования.

Турбина Г.Н.



Турбина Г.Н., Лобанова Т.Ю.

Аналитико-диагностический (ноябрь, 2010 г.)

- выбор и конкретизация направлений работы;

- выбор методик и подборка диагностических материалов.

Методический совет, творческая группа.

Деятельностно-технологический (декабрь, 2010 г. – апрель, 2011 г.)

- изучение теоретического материала;

- формирование пакета диагностических материалов (разработка анкет и опросников);

- диагностика педагогов;

- обработка полученных результатов;

- проведение обучающих семинаров.


Методический совет, руководители ШМО, педагоги-психологи.

Обобщающий (май – июнь, 2011 г.)

- определение степени эффективности проекта и уровня сформированности информационной компетентности педагогов школы.

Турбина Г.Н.



Турбина Г.Н., Кадолова Н.В.


12.Продукты исследования и ожидаемые результаты.

13.Программа методического сопровождения профессионального развития.

14.Прогноз возможных негативных последствий: перегрузка учителей.

15.Коррекция по преодолению негативных последствий.