Проектно-ресурсная группа МОУ « СОШ с углубленным изучением английского языка №27» г. Ангарска
Тема « Развитие информационной компетентности педагогов»
1.База - МОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка № 27 » г. Ангарска Иркутской области.
2.Состав участников проекта.
Руководители исследования:
Турбина Г.Н. - заместитель директора по УВР; Никитина С.Б., заместитель директора; Кадолова Н.В. заместитель директора по НМР.
Временная творческая группа: заведующие структурными подразделениям, кафедрами, руководители ШМО, педагоги-психологи, учителя информатики.
Педагогический коллектив.
3.Актуальность темы исследования. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и возможности их использования в образовании требует от преподавателя изменения стиля работы и организации труда, приобретения новых навыков педагогической деятельности. Поэтому педагог новой формации наряду с высокой профессиональной подготовкой в предметной сфере должен осваивать специфические знания в области информационных технологий. ИКТ-компетентность педагога является необходимым условием эффективности педагогического процесса и создает условия для организации обучения в современной электронной среде. Наличие специальных навыков и приемов разработки электронных курсов, владение приемами интерактивного взаимодействия, методами и формами электронного обучения позволяет педагогу самостоятельно использовать современные педагогические технологии, в том числе ИКТ.
Формирование базовой информационной компетентности педагога сопровождается повышением информационной культуры отдельного педагога и педагогического сообщества в целом. Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
МОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка №27» является инновационным образовательным учреждением. Однако существует проблема недостаточного владения педагогами информационной компетентностью. Только 20% педагогического коллектива прошли курсы повышения квалификации по вопросам ИКТ, что недостаточно. Поэтому тема развития информационной компетентности педагогов через программу внутришкольного повышения квалификации особо актуальна и значима для школы.
4.Объект исследования – процесс развития информационной компетентности.
5.Предмет исследования – развитие информационной компетентности педагогов.
6.Цель исследования – разработка модуля программы повышения квалификации для развития информационной компетентности педагогов школы.
7.Задачи исследования.
Изучение теоретических источников и существующих опытов в рамках темы исследования. Анализ и обобщение информации.
Отбор методов, средств, форм и содержания деятельности, направленной на реализацию программы исследования.
Разработка критериев, показателей и диагностического инструментария сформированности информационной компетентности педагогов.
Обобщение исследовательского опыта работы школы в форме методических рекомендаций с пакетом диагностических материалов.
8.Гипотеза: если создан модуль программы внутришкольного повышения квалификации с отбором методов, средств, форм и содержания деятельности, то это будет способствовать развитию информационной компетенции у педагогов и эффективному их применению в образовательном процессе школы.
9.Методологические основы исследования.
Ученые различают уровни проявления информационной компетентности: элементарный (репродуктивная деятельность), функциональный (репродуктивная деятельность с элементами творческой деятельности) и системный (индивидуально-творческая деятельность), при этом выделяя три основных структурных компонента: мотивационно-ценностный, содержательно-операционный и исследовательско-рефлексивный. По их мнению, переход с одного уровня на другой затрудняется в связи с постоянным развитием ИКТ.
Сущностные характеристики ИКТ-компетентности и возможности ее развития рассматриваются в контексте новых направлений в методологии образования.
10.Методы исследования.
Применение теоретического анализа, обобщение и интерпритация научных данных, отечественного и зарубежного опыта по теме исследования.
Методы сбора информации: экспертный опрос, структурированное наблюдение, психологическое тестирование и анкетирование.
Психодиагностические методы (тестирование, опрос, беседа, интервью, анкетирование, метод экспертных оценок).
Статистическая обработка данных.
Методы коррекционно-развивающей работы: тренинги, моделирование системы поддержки педагогов.
11.Сроки исследования - 2010-2011 учебный год.
Структурно-функциональная модель реализации программы исследования.
Этап исследования сроки |
Действия |
Ответственные |
Организационно-установочный (сентябрь-октябрь, 2010 г.) |
- определение сроков определения этапов и выбор ответственных; - разработка основных показателей и критериев; - изучение литературы по теме исследования; - разработка школьного положения ВТГ по теме исследования. |
Турбина Г.Н.
Турбина Г.Н., Лобанова Т.Ю. |
Аналитико-диагностический (ноябрь, 2010 г.) |
- выбор и конкретизация направлений работы; - выбор методик и подборка диагностических материалов. |
Методический совет, творческая группа. |
Деятельностно-технологический (декабрь, 2010 г. – апрель, 2011 г.) |
- изучение теоретического материала; - формирование пакета диагностических материалов (разработка анкет и опросников); - диагностика педагогов; - обработка полученных результатов; - проведение обучающих семинаров.
|
Методический совет, руководители ШМО, педагоги-психологи. |
Обобщающий (май – июнь, 2011 г.) |
- определение степени эффективности проекта и уровня сформированности информационной компетентности педагогов школы. |
Турбина Г.Н.
Турбина Г.Н., Кадолова Н.В. |
12.Продукты исследования и ожидаемые результаты.
Исследовательский опыт работы школы в форме методических рекомендаций с пакетом диагностических материалов.
Профессиональный рост педагогов.
(Статьи, выступления, участие в НПК и др.). Инновационная активность, Творческая реализация педагогов в профессиональной деятельности.
13.Программа методического сопровождения профессионального развития.
Подбор диагностических материалов и проведение диагностических мероприятий, направленных на выявление уровня информационной компетентности педагогов.
Проведение обучающих семинаров, практикумов, тренингов, открытых уроков и т.п. с целью повышения уровня педагогического мастерства по вопросу развития информационной компетентности.
Курсовая подготовка педагогов по вопросу развития информационной компетентности.
14.Прогноз возможных негативных последствий: перегрузка учителей.
15.Коррекция по преодолению негативных последствий.
Разработка системных мероприятий по координации деятельности, составление плана работы с учетом устранения перегрузки педагогического коллектива.