Проектно-ресурсная группа МОУ « СОШ № 17»
Тема «Развитие эмоционального интеллекта как мотивационной составляющей инновационной деятельности педагогов»
1.База - МОУ «СОШ № 17» г. Ангарска Иркутской области.
2.Состав участников исследования.
Руководители исследования:
Антонова Е.Н. – заместитель директора по УВР;
Прямушко Т.П. – заместитель директора по УВР.
Временная творческая группа (руководители ШМО, педагоги-психологи).
Педагогический коллектив.
3.Актуальность темы исследования. В приоритетном национальном проекте «Наша новая школа» большое значение уделяется созданию условий развития талантливых педагогов, готовых к инновационным преобразованиям в современной школе, направленных на повышение конкурентоспособности школы, обновление содержания образования и практику сетевого взаимодействия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях с целью внедрения новых инновационных технологий. Проблемы поиска средств и механизмов определения готовности педагогов образовательного учреждения является актуальными для всех общеобразовательных учреждений, в том числе и для МОУ «СОШ № 17».
4.Объект исследования - cтепень развития эмоционального интеллекта педагогических работников.
5.Предмет исследования – развитие эмоционального интеллекта как мотивационной составляющей инновационной деятельности педагогов.
6.Цель исследования. Разработка, апробация модуля программы внутришкольного повышения квалификации и внедрение механизмов развития эмоционального интеллекта педагогов, готовых к инновационной деятельности.
Задачи исследования.
Изучение теоретических источников и существующих опытов в рамках темы исследования. Анализ и обобщение информации.
Отбор системы методов, направленных на реализацию программы исследования. Внедрение эффективных методик определения готовности педагогов к инновационной деятельности.
Поиск путей и механизмов определения индивидуальной траектории развития педагогов.
Обобщение экспериментального исследовательского опыта работы школы в форме методических рекомендаций с пакетом диагностических материалов.
Гипотеза. Определение индивидуальной траектории развития педагогов является условием готовности их к инновационной деятельности через внедрение структурно-функциональной модели реализации программы исследования.
Методологические основы исследования.
Личностно-деятельностный подход, предполагающий максимальное понимания потенциальных возможностей личности, одновременной оценки личностной и ситуационной тревожности (Опросник Спилбергера, Дж. Тейлора в адаптации Т.А.Немчинова);
Концепция социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р. Даймонд, Шуберт).
Концепция эмоционального интеллекта личности П.Соловея, Д.Майера, Д. Гоулмена. (Теория эмоционального интеллекта содержит способность адекватно оценивать и прогнозировать личностную траекторию развития. Эмоциональный интеллект взаимосвязан с успешностью в профессиональной деятельности, формирует ценностное отношение к изучению и овладению знаниями, развивая мотивацию к инновационной деятельности.)
Методы исследования.
Применение теоретического анализа, обобщение и интерпретация научных данных, отечественного и зарубежного опыта по теме исследования.
Методы сбора информации: экспертный опрос, структурированное наблюдение, психологическое тестирование и анкетирование.
Психодиагностические методы (тестирование, опрос, беседа, интервью, анкетирование, метод экспертных оценок).
Статистическая обработка данных.
Методы коррекционно-развивающей работы: тренинги, моделирование системы поддержки педагогов.
Сроки исследования - 2010-2011 учебный год.
Структурно-функциональная модель реализации программы исследования.
Этап исследования сроки |
Действия |
Ответственные |
Организационно-установочный (сентябрь-октябрь, 2010 г.) |
- определение сроков определения этапов и выбор ответственных; - разработка основных показателей и критериев; - изучение литературы по теме исследования; - разработка школьного положения ВТГ по теме исследования. |
Антонова Е.Н., Прямушко Т.П. – заместители директора по УВР, руководители исследования. |
Аналитико-диагностический (ноябрь, 2010 г.) |
- выбор и конкретизация направлений работы; - выбор методик и подборка диагностических материалов. |
Методический совет, творческая группа. |
Деятельностно-технологический (декабрь, 2010 г. – апрель, 2011 г.) |
- изучение теоретического материала; - формирование пакета диагностических материалов (разработка анкет и опросников); - диагностика педагогов; - обработка полученных результатов; - конкретизация задач с учетом результатов исследования; - определение способов реализации задач. |
Методический совет, руководители ШМО, педагоги-психологи. |
Обобщающий (май – июнь, 2011 г.) |
- получение информации о результатах организации и проведения исследования; - определение степени эффективности проекта. |
Антонова Е.Н., Прямушко Т.П. – руководители проекта, педагогический совет. |
Продукты исследования и ожидаемые результаты.
Исследовательский опыт работы школы в форме методических рекомендаций с пакетом диагностических материалов.
(Статьи, выступления, участие в НПК и др.). Инновационная активность, Творческая реализация педагогов в профессиональной деятельности.
Программа внутришкольного повышения квалификации «Развитие эмоционального интеллекта педагогов»
Прогноз возможных негативных последствий.
Недостаточная координация действий проектно-ресурсной группы может привести к неоправданному дублированию и снижению эффективности результатов по теме исследования.
Коррекция по преодолению негативных последствий.
Разработка системных мероприятий по координации деятельности участников проектно-ресурсной группы.
Внедрение механизмов внутришкольного повышения квалификации, обеспечивающих возможность формирования восходящей траектории развития эмоционального интеллекта и готовности педагогов к инновационной деятельности.