Сетевая организация непрерывного повышения квалификации работников образования в системе муниципальной методической службы Ангарского муниципального образования.

В рамках реализации III этапа (2010-2011 учебный год) эксперимента «Модель сетевой организации непрерывного повышения квалификации работников образования в системе муниципальной методической службы» была продолжена работа по использованию ресурсов субъектов системы образования. В реализации сетевого взаимодействия по непрерывному повышению квалификации работников образования в 2010-2011 учебном году принимали участие 71 образовательное учреждение (54%), в том числе 30 общеобразовательных (74%), 3 – дополнительного образования детей (75 %), 38 – дошкольных учреждения (48 %).

 

 

 

Диаграмма 1

 

Участие образовательных учреждений в сетевых проектах за три года.

 

 

Количество проектов

Количество участников – ОУ

Общеобр

Дополнит

Дошкольн

2008-2009

26

27

14

3

10

2009-2010

30

64

28

3

33

2010-2011

32

71

30

3

38

 

Увеличилось количество участников инновационных проектов, по сравнению с прошлыми годами, появились новые формы взаимодействия: 6 базовых образовательных учреждений, 7 опорных образовательных учреждений по методической работе, 8 ресурсных центров, 4 опорных сетевые площадки, 3 учебно-методических центра, 6 сетевых партнерских проекта в д/у, 3 стажерские площадки, 3 консультационный площадки 1 координационный центр, 2 сетевых исследовательских проекта, культурологический форум и 3 творческих центра (Приложение). Свыше 1600 педагогов были участниками такого взаимодействия через семинары, фестивали, конкурсы, мастерские, мастер-классы, подготовку и реализацию проектов. Активнее в методической деятельности стали дошкольные образовательные учреждения.

Количественные и качественные результаты реализации муниципальных проектов были представлены руководителями в отчетах в июне 2011 года (кроме МОУ «СОШ №7 опорная сетевая площадка по экологическому образованию, СОШ № 10 - РЦ «Олимп», СОШ № 12 - РЦ «ТРИЗ», СОШ № 20 - ОШ по профилактике ДДТТ, СОШ № 23 - «Камертон», СОШ № 36 – МШ «Юный исследователь», л.2 - Ресурсный центр по работе с одаренными, г.1 - «Повышение профессиональной компетентности школьных педагогов-психологов», Музей Победы – «Земля Ангарская», ЦРТДиЮ «Гармония» - «Школа волонтеров», г.8 – «Культурологический центр»).

Для успешной реализации в течение учебного года осуществлялось сетевое  взаимодействие со многими образовательными учреждениями, обеспечивалось сотрудничество с муниципальным методическим центром обеспечения развития образования. Количественные результаты проектов (по данным отчетов за 2010-2011 уч.год) отображены  в таблице:

 

 

Показатели

Количество участников

1

Количество обучающихся, принявших участие в мероприятиях по проекту

Свыше 5000

2

Количество педагогов, прошедших обучение по темам проектов

Свыше 1600

3

Количество ОУ, входящих в сетевое взаимодействие в течение года

71 ОУ

 

 

Творческие коллективы образовательных учреждений, отдельные педагоги и временные проектные команды стали центрами методической помощи для других педагогов, таким образом, происходит взаимообмен и взаимообучение. Бинарные методы повышения квалификации способствовали развитию самообразования педагогов. Это тьюторская работа в проблемно-творческих, проблемно-ресурсных группах, сетевых опорных площадках; сетевых исследовательских проектах, совместных проектах с кафедрами, ММС других территорий.

Отличие такого сопровождения методических кадров от курсовой подготовки в том, что развитие профессиональной компетентности происходит в рамках профессиональной деятельности, без отрыва от работы и в течение всего учебного года; происходит живой, неискусственный тренинг в реальных профессиональных ситуациях; проявляется активизация собственных ресурсов и поиск источников развития, как методической работы на муниципальном уровне, так и собственной профессиональной компетентности.

Подводя итоги эксперимента ЦОРО по теме «Модель сетевой организации непрерывного повышения квалификации работников образования», можно сказать, что подтверждается рабочая гипотеза исследования, которая заключалась в следующем:

деятельность муниципальной методической службы будет эффективной, если ее организационная модель построена на основе принципов сетевой организации. В основе содержания деятельности муниципальной методической службы:

а) сетевая организация непрерывного повышения квалификации работников образования;

б) проектные команды по организации и проведению инновационных проектов, рассматриваемых как форма повышения квалификации;

г) в основе управления лежит матричная структура и технология рефлексивного управления.

В рамках заключительного этапа данного исследования проведено (июнь 2011 года) анкетирование заместителей директоров школ, педагогов образовательных учреждений с целью оценить степень эффективности сетевой организации муниципальной методической службы Ангарского муниципального образования по предложенным критериям анкеты, которая содержит оценку в баллах от 1 до 5.

1 .Актуальность, т.е. нацеленность на обеспечение основных направлений модернизации образования РФ, развитие муниципальной системы образования, реализацию практико-ориентированного подхода к повышению квалификации педагогов: большинство респондентов оценили в среднем в 4,5 балла.

2. Информационное обеспечение (информационная поддержка непрерывного образования педагогов, образовательного процесса, инновационной и методической работы во всех субъектах сети в сравнении с автономной деятельностью методических объединений) оценена в 4 балла.

3. Системность (теоретическое обоснование работы с педагогами, оптимальность выбора форм, методов, средств работы, логическая завершенность) - оценка 4,2 балла.

4. Результативность (соответствие результатов целям и критериям качества образования) оценили в 4,2 балла.

5. Перспективность работы (прогнозирование дальнейшей работы) получила оценку 4 балла.

6. Формирование и развитие профессионализма педагогов (преодоление индивидуальных затруднений, ускорение процессов инновационного развития, рефлексивных способностей, способностей к саморазвитию; создание конкурентной мотивационной среды, ориентация на непрерывное профессиональное развитие), данный критерий был в среднем оценен на 4 балла.

7. Психологический аспект (создание ситуации творческого общения, установление межличностных отношений) получил оценку 4,5 баллов.

 

Сравнительные показатели оценки эффективности сетевой организации муниципальной методической службы Ангарского муниципального образования представлены на следующих диаграммах:

 
2009-2010 учебный год 2010-2011 учебный год 

 


Данная диаграмма показывает, что большинство респондентов в 2010-2011 учебном году также высоко оценили актуальность, перспективность работы,  формирование и развитие профессионализма педагогов, а также психологический аспект модели сетевой организации на муниципальном уровне - от 4 до 5 баллов. Однако, по сравнению с оценками, данными педагогами и руководителями в июне 2010 года, оценки несколько ниже по таким показателям, как информационное обеспечение (информационная поддержка непрерывного образования педагогов, образовательного процесса, инновационной и методической работы во всех субъектах сети). Это подтверждает востребованность новых форм организации информационной поддержки непрерывного повышения квалификации работников образования, в том числе с использованием ИКТ.

Средние баллы степени удовлетворенности деятельностью проектов, данные при опросе, от 3,5 до 5 баллов. Это говорит о востребованности всех проектов и о том, что руководителям проектов нужна корректировка процесса деятельности, форм и содержания работы на муниципальном уровне.

 

Таким образом, в результате эксперимента:

 

1. Создана модель сетевой организации непрерывного повышения квалификации в системе муниципальной методической службы - Центра обеспечения развития образования.

2. Определены основные направления деятельности, формируются программы повышения квалификации кадров (программы тематических семинаров, практико-ориентированных модулей, мастер-классов), консультирование субъектов проектной деятельности, экспертиза и апробация проектов;

Эффективность деятельности муниципальной методической службы подтверждают результаты мониторинга (средние оценки от 4 до 5 баллов, оценка результативности в 2011 году выше оценок предыдущих лет). Многие образовательные учреждения представляли результат своей деятельности на различных уровнях. Центр обеспечения развития образования также неоднократно представлял инновационную модель ММС (на областном конкурсе методических служб 2009 год (результат – 2 место), на областных конференциях, есть публикации в профессиональных журналах (выпуск Приложения №7, 2010 г. к журналу «Методист» полностью посвящен муниципальной методической службе Ангарского муниципального образования).

На данном этапе происходит корректировка процесса и целей дальнейшего развития муниципальной методической службы, связанного с созданием информационно-методической образовательной среды, обеспечивающей развитие профессионально-личностных компетентностей педагогов и методических кадров.