Загвоздина С.А.,

г. Ангарск,

МБОУ ДПОС «Центр обеспечения

развития образования»

Промежуточные результаты эксперимента «Модель сетевой организации непрерывного повышения квалификации работников образования в системе муниципальной методической службы» Ангарского муниципального образования

 

Составляющими национальной образовательной стратегии - инициативы, получившей название «Наша новая школа», стали направления обновления содержания образования; построения системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей; разработки системы моральных и материальных стимулов и постоянного самосовершенствования учителей; использование результатов ПНПО в целях внедрения наиболее прогрессивных изменений; укрепление здоровья детей в процессе обучения.

Очевидно, что достичь результатов модернизации возможно лишь при качественной подготовке педагогических кадров к новым требованиям развития образования, при наличии эффективного методического сопровождения, в том числе на муниципальном уровне.

Для анализа исходного состояния системы методической работы на муниципальном уровне было проведено анкетирование в июне 2008 года, в котором приняло участие 786 респондентов (около 19% работающих в муниципальной системе образования) – это педагоги и заместители директоров 30 общеобразовательных учреждений.

Очевидно, что для большинства респондентов деятельность муниципальной методической службы оказывает явный позитивный эффект при своевременном решении возникающих проблем. Для повышения уровня профессиональной компетентности учителя востребованы методические мероприятия, проводимые Центром обеспечения развития образования в 90%. Однако нами было отмечено, что педагоги не полностью удовлетворены работой методической службы по разрешению профессиональных информационных потребностей (49%).

Педагогические и руководящие работники системы образования отмечают, что в организации методической работы на муниципальном уровне нужно обновить формы и методы работы с педагогическими коллективами (71%). В этом случае, по мнению респондентов, организуемая на муниципальном уровне методическая работа будет способствовать повышению уровня профессионализма и развитию творческого потенциала учителя.

Результаты проведенного исследования подтвердили необходимость и востребованность процесса развития муниципальной методической службы, а анализ ответов позволяет внести коррективы в характер, содержание, методы и формы методического сопровождения педагогических и руководящих кадров. Такой новой формой стала сетевая организация методической работы.

На первом этапе эксперимента в 2008 году с целью определения сети опорных школ, учебно-методических центров, лабораторий и других субъектов сетевой модели муниципальной методической службы был проведен муниципальный конкурс, по результатам которого определились 26 инновационных проектов по актуальным направлениям: поддержка и развитие одаренных детей, детей «группы риска», организация патриотического воспитания и непрерывное повышение квалификации педагогических и руководящих кадров.

В реализации данных проектов в течение 2008-2009 года участвовали 29 образовательных учреждений Ангарского муниципального образования, это 24 % от общего количества образовательных учреждений, в том числе общеобразовательных, учреждений дополнительного образования и дошкольные образовательные учреждения. Активное участие приняли общеобразовательные учреждения, что составило 34%; учреждения дополнительного образования – 75%. C меньшей активностью участвовали дошкольные образовательные учреждения, что составило только 1,4%.

Промежуточные итоги 1 этапа эксперимента показали, что организована и апробируется на практике модель сетевой организации методической работы на муниципальном уровне, которая создает реальные условия для профессионального развития педагогов.

Выросла мотивированность педагогов на повышение своего мастерства, в 2007 – 2008 учебном году повысили свою квалификацию 1341 работников образования, это 45% от общего количества; в 2008-2009 учебном году 2864 педагога (95,5%)  прошли обучение на курсах, семинарах, мастер-классах ЦОРО с использованием ресурсов образовательных учреждений АМО.


В рамках реализации II этапа (2008-2009 учебный год) эксперимента «Модель сетевой организации непрерывного повышения квалификации работников образования в системе муниципальной методической службы» была продолжена работа по созданию новой модели муниципальной методической службы через изучение ресурсов субъектов системы образования.

В результате конкурсного отбора (сентябрь - ноябрь 2009 года) и проведения экспертизы проектов на муниципальном экспертном совете (26 ноября 2009 года) были присвоены статусы «базовое, опорное образовательное учреждение, ресурсный, учебно-методический центр, стажерская, опорная сетевая площадка, партнерский сетевой проект» 30 субъектам в системе муниципальной методической службы Ангарского муниципального образования. Среди них 7 базовых, 4 опорных образовательных учреждения, 2 учебно-методических, 6 ресурсных центров, 1 стажерская площадка, 4 опорных сетевых площадки, 6 сетевых партнерских проекта в ДОУ.

В реализации сетевого взаимодействия по непрерывному повышению квалификации работников образования в 2009-2010 учебном году принимают участие 64 образовательных учреждения (49 %), в том числе 28 общеобразовательных (68 %), 3 - дополнительного образования детей (75 %), 33 - дошкольных учреждения (42 %).

Направление совершенствования деятельности по непрерывному повышению квалификации работников образования продолжилось через формирование модели сетевой организации и взаимодействие образовательных учреждений по актуальным направлениям развития профессиональных компетентностей педагогов и системы образования в целом.

 

Участие образовательных учреждений в сетевых проектах

за два года.

 

 

 

Так как предметом исследования программы эксперимента «Центра обеспечения развития образования» является модель сетевой организации непрерывного повышения квалификации работников образования в системе муниципальной методической службы, нами было проведено (ноябрь 2009 года) анкетирование работников образования с целью оценить степень их удовлетворенности сетевой организацией муниципальной методической службы Ангарского муниципального образования.

Основным методом исследования явилось анкетирование работников образования АМО.

В исследованиях приняли участие 855 респондентов (около 30% работающих в муниципальной системе образования) – педагоги и руководители ОУ различных типов и видов: общеобразовательные школы, лицеи и гимназии, учреждения дополнительного и дошкольного образования.

Чтобы оценить, как позиционируют себя сами респонденты, анкеты начинались с вопроса:

«Как вы можете оценить уровень своей профессиональной компетентности в соответствии с потребностями развивающейся системы образования?»

Анализ результатов самооценки показывает, что наиболее высок процент респондентов, оценивших уровень своей профессиональной компетентности в соответствии с потребностями развивающейся системы образования как «средний» - 64%, при этом, 11% как «ниже среднего» и 0 % - «низкий».

 

Несмотря на то, что 25% респондентов, оценивают свой уровень, как «высокий» и 64% как «средний», среди всех более 80% положительно ответили на вопрос «Нуждаетесь ли Вы в непрерывном повышении квалификации  средствами муниципальной методической службы?».

При этом необходимо учесть, что уровень квалификации участников опроса оказался достаточно высоким. Среди респондентов: имеют высшую квалификационную категорию - 51%; первую квалификационную категорию – 29%; вторую квалификационную категорию - 7%; не имеют квалификационной категории - 0%; стаж педагогической работы более 10 лет – 80%; от 5 до 10 лет – 12%; менее 5 лет – 1%.

Предыдущее мониторинговое исследование показало, что работники образования отдают предпочтение таким формам научно – методической помощи, как краткосрочные курсы повышения квалификации на базе образовательных учреждений и ЦОРО, регулярные тематические семинары, индивидуальная работа с методистом и консультантом, мастер-классы, семинары-практикумы, стажерские площадки, Ассоциации.

Учитывая, что подобные мероприятия для педагогов на муниципальном уровне проводит Центр обеспечения развития образования во взаимодействии с субъектами сетевой организации, в рамках данного исследования было важно оценить эффективность данной модели по предложенным критериям анкеты, которая содержала оценку в баллах от 1 до 5.

Актуальность, т.е. нацеленность на обеспечение основных направлений модернизации образования РФ, развитие муниципальной системы образования, реализацию практико-ориентированного подхода к повышению квалификации педагогов большинство респондентов оценили в среднем в 4,8 балла.

Научно-методическое и информационное обеспечение (информационная поддержка непрерывного образования педагогов, образовательного процесса, инновационной и методической работы во всех субъектах сети в сравнении с автономной деятельностью методических объединений) оценена в 4, 3 балла.

Системность (теоретическое обоснование работы с педагогами, оптимальность выбора форм, методов, средств работы, логическая завершенность) - оценка 4.6 балла.

Результативность (соответствие результатов целям и критериям качества образования) оценили в 4,2 балла.

Перспективность работы (прогнозирование дальнейшей работы) получила оценку 4,8 балла.

Формирование и развитие профессионализма педагогов (преодоление индивидуальных затруднений, ускорение процессов инновационного развития, рефлексивных способностей, способностей к саморазвитию; создание конкурентной мотивационной среды, ориентация на непрерывное профессиональное развитие), данный критерий был в среднем оценен на 4 балла.

Психологический аспект (создание ситуации творческого общения, установление межличностных отношений) получил оценку 5 баллов.

 

Данная диаграмма показывает, что большинство респондентов высоко оценили модель сетевой организации от 4 до 5 баллов. Можно сделать вывод, что данная модель способствует более полному обеспечению научно-методической поддержки, инновационной и методической работы во всех субъектах сети в сравнении с автономной деятельностью методических учреждений. Такие формы взаимодействия обеспечивают равные возможности пользования методическими ресурсами всех субъектов модели сетевой организации на муниципальном уровне, обеспечивая создание ситуации творческого поиска и общения.

Объединение усилий и возможностей образовательных учреждений, входящих в сеть, конечно, дает возможность для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и других работников, входящих в сетевое взаимодействие, в соответствии с потребностями развивающейся системы образования. В перспективе предстоит масштабная работа по повышению квалификации учителей в связи с осуществлением перехода на образовательные стандарты нового поколения.

Таким образом, результаты проведенных исследований подтверждают востребованность и достаточно высокую эффективность модели сетевой организации непрерывного повышения квалификации работников образования, оценку влияния научно-методического сопровождения, оказываемого муниципальной методической службой, на процесс развития уровня профессионализма педагогов.

Анализ ответов позволит внести дополнительные коррективы в деятельность, в характер, содержание, методы и формы научно-методического сопровождения педагогов и руководителей ОУ в рамках сетевой организации.