Промежуточные результаты эксперимента «Модель сетевой организации непрерывного повышения квалификации работников образования в системе муниципальной методической службы» Ангарского муниципального образования.

 

Загвоздина С.А., заместитель директора по НМР

МБОУ ДПОС «Центр обеспечения развития образования»

город Ангарск

 

Потребность разработки новой модели муниципальной методической службы указана в программе развития «Центра обеспечения развития образования» на 2006-2010 годы. Была поставлена задача - создание модели методической службы как системы непрерывного профессионального образования, ориентированной на развитие образования в Ангарском муниципальном образовании и удовлетворяющей возросшие потребности в образовательном, информационном, научно-методическом обеспечении как традиционных, так и инновационных процессов в образовательных учреждениях.

Одним из этапов реализации программы развития стала разработка программы эксперимента по теме «Модель сетевой организации непрерывного повышения квалификации работников образования в системе муниципальной методической службы».

Объект исследования: деятельность муниципальной методической службы.

Предмет исследования: модель сетевой организации непрерывного повышения квалификации работников образования в системе муниципальной методической службы.

Ожидаемые результаты:

 Создание модели сетевой организации непрерывного повышения квалификации в системе муниципальной методической службы  -  Центра обеспечения развития образования:

Рассматривая промежуточные результаты I (организационно-подготовительного) (2007 - 2008 гг.) и II (практического) (2008—2009 гг.) этапов эксперимента, целью которых явился поиск путей реорганизации методической службы, нами было предпринято изучение современных социально-экономических условий муниципальной системы образования, тенденций и перспектив ее развития, изучение опыта работы муниципальных методических служб других регионов, победителей Всероссийского конкурса методических служб.

Для анализа исходного состояния системы методической работы на муниципальном уровне проведено анкетирование (июнь 2008 года), в котором приняло участие 786  респондентов (около 19% работающих в муниципальной системе образования) – это педагоги и заместители директоров 30 общеобразовательных учреждений.

Анкетирование учителей, заместителей директоров школ выявило рост требований работников образования к содержанию и формам организации научно-методического сопровождения.

С целью выявления востребованности методическими услугами были предложены вопросы анкеты:

1.          Как Вы считаете, нужны ли сегодня учителю для повышения
профессиональной компетентности методические           мероприятия, организуемые и проводимые муниципальным методическим учреждением?

а)  да –  89,6 %

б) нет – 8,4 %

в) затрудняюсь ответить – 2% (см. Диаграмму 1)

Диаграмма 1

 

 

2.         Помогает ли организуемая на муниципальном уровне методическая
работа преодолевать Вам профессиональные затруднения?

а)   да – 46,7 %

б)   нет – 25,1 %

в)   затрудняюсь ответить - 10,2 % (см. Диаграмму 2)

 

Диаграмма 2

 

3.         Помогает ли организуемая на муниципальном уровне методическая работа
удовлетворить Ваши информационные профессиональные потребности?

а)   да – 49,3 %

б)   нет – 21,6 %

в)   затрудняюсь ответить.- 15,1 % (см. Диаграмму 3)

 

Диаграмма 3

 

 

 

Очевидно, что для большинства респондентов деятельность муниципальной методической службы оказывает явный позитивный эффект при своевременном решении возникающих проблем.

 

4.         Как Вы считаете, что нужно изменить в организации методической
работы на муниципальном уровне, чтобы она способствовала стимулированию и
развитию творческого потенциала учителя в условиях модернизации
образования?

а) изменение структуры организации методической работы – 6,5 %

б) обновление форм и методов работы с педагогическими коллективами

71,4 %

в)     не требуется каких-либо усовершенствований – 6,5 %

г)    затрудняюсь ответить – 15,6 % (см. Диаграмму 4)

 

Диаграмма 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведенный анкетный опрос показал, что педагоги считают, что именно групповые формы работы способствуют повышению профессиональной компетентности учителя, так как работа в небольших по количественному составу группах помогает проявить учителю свою индивидуальность, получить новый опыт. Индивидуальная форма работы предпочтительна тогда, когда учитель, работая один на один с методистом, заместителем директора, с учителем-наставником скорее разрешает свои затруднения в работе, разрабатывает проект или учебную программу.

Наибольшей результативности в повышении профессионального уровня учителя, по данным анкет, способствуют рефлексивно-проектные формы (проектные семинары, временные творческие коллективы, мастер-классы,  проблемные группы).

Результаты анкетного опроса, проведенного с целью выявления несоответствия результатов и требований к этим результатам, выявления востребованности и уровня удовлетворенности учителями методическими услугами, позволили нам сделать выводы, которые активизировали  поиск причин этого несоответствия.

Для повышения уровня профессиональной компетентности учителя востребованы методические мероприятия, проводимые Центром обеспечения развития образования в 90%. Однако нами было отмечено, что педагоги не полностью удовлетворены работой методической службы по разрешению профессиональных информационных потребностей. Организуемая на муниципальном уровне методическая работа помогает преодолевать учителю профессиональные затруднения (47%) и удовлетворять информационные профессиональные потребности (49%), Значительное количество педагогов (22%) вообще не пользуются или редко пользуется (32%) услугами методической службы, а полученная информация либо не всегда может быть использована в работе (29%), либо бывает несвоевременна (9%). Все это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования деятельности Центра по работе с педагогами.

Педагогические и руководящие работники системы образования отмечают, что в организации методической работы на муниципальном уровне нужно обновить формы и методы работы с педагогическими коллективами (71%). В этом случае, по мнению респондентов, организуемая на муниципальном уровне методическая работа будет способствовать повышению уровня профессионализма и развитию творческого потенциала учителя.

Таким образом, мы можем утверждать, что спрос на методические услуги опережает существующие возможности муниципальной методической службы. Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость и востребованность процесса развития муниципальной методической службы, а анализ ответов позволяет внести коррективы в характер, содержание, методы и формы методического  сопровождения педагогических и руководящих кадров.

В настоящее время очень важно сформировать механизм адекватного и оперативного реагирования муниципальной методической службы на потребности педагогических работников в соответствии с основными направлениями новой модели образования; создать единое научно-методическое пространство, методическое сопровождение, содержание которого направлено на повышение уровня профессионализма педагогов и развитие муниципальной  образовательной системы в целом.

В связи с присоединением к ЦОРО Ресурсного центра изменился тип методического учреждения, в связи с чем разработан и утвержден новый Устав Центра обеспечения развития образования.

В результате присоединения Ресурсного центра произошли и соответственные  изменения в содержании деятельности муниципальной методической службы в целом.

Ведущими видами деятельности Центра теперь являются образовательная, информационная, методическая, аналитическая, организационная, экспертная.

Определены основные направления деятельности Центра в области информатизации образования, в диагностико-прогностической области, в области реализации содержания общего образования, в инновационной и экспериментальной области, в области повышения квалификации, в области проведения аттестации.

В ходе реализации эксперимента разработана организационная структура Центра обеспечения развития образования (см. рис. 1).

 

Рисунок 1.Организационная структура Центра

 

В 2008-2009 учебном году начал работу муниципальный координационный совет (МКС), объединивший руководителей муниципальных методических советов по предметам и направлениям. Разработано Положение о муниципальных методических советах по организации деятельности методических объединений работников образования (ММС) и Положение о деятельности МКС (Приложение 1,2), цель которого содействовать  реализации непрерывного профессионального образования педагогов в системе муниципальной методической службы. Координирует методическую работу на муниципальном уровне МКС, содержание деятельности с педагогами разрабатывают ММС по предметам и направлениям.

Традиционно деятельность муниципальной методической службы строилась через работу муниципальных методических объединений по предметам и направлениям. Однако возрастающие требования к уровню профессионализма педагогов и запросы работников образования к муниципальной методической службе определили необходимость поиска новых форм и содержания непрерывного повышения квалификации в системе муниципальной методической службы Ангарского муниципального образования. Такой новой формой стала сетевая организация методической работы.

С целью определения сети опорных школ, учебно-методических центров, лабораторий и других субъектов методической работы, способствующих организации сетевой модели муниципальной методической службы на первом этапе эксперимента проведен муниципальный конкурс инновационных проектов.

В настоящий момент деятельность многих образовательных учреждений построена через разработку и реализацию проектов по приоритетным направлениям, определенным комплексной программой «Модернизация муниципальной системы образования».

В направлении деятельности с одаренными детьми:

- МОУ   «СОШ с углубленным изучением английского языка № 27» реализует два проекта: 1) является опорной школой по учебно-методической работе «Лингва» (организация внеклассной работы с учащимися муниципалитета по англ. яз., начиная со 2 класса: олимпиада «Первые шаги», фестиваль песен на англ. яз.; для учителей - семинары и курсовая подготовка совместно с Иркутским ИПКРО); 2) на базе школьной телестудии «Пульс» реализуется проект молодежных программ «Твой формат» (цикл передач на местном телевидении о молодежи и для молодежи);

- Ангарский лицей № 1 - координационный центр дистанционных олимпиад и конкурсов «Уникум» (сотрудничество с «Эйдос» г. Москва);

- МОУ «СОШ № 10» с углубленным изучением математики - на ее основе создан муниципальный Ресурсный центр «Олимп» для работы с одаренными детьми (подготовка к олимпиадам регионального и всероссийского уровней, математические регаты, подготовка к НПК);

- МОУ «СОШ № 4» - Межшкольный культурный центр «Открытая сцена». Это культурное сотрудничество творческих коллективов  образовательных учреждений города, а также учреждений ДОД;

- МОУ «СОШ № 36» - Муниципальный ресурсный центр «Юный исследователь». Цель: обучение исследовательской и проектной деятельности младших школьников.

В направлении деятельности с детьми «группы риска»:

- МОУ «СОШ № 38» - инновационный проект Межшкольная биржа труда «Твой выбор» (знакомство школьников города /9-11 классы/ с наиболее востребованными профессиями на муниципальном и региональных рынках труда с привлечением специалистов городского Центра занятости, профессиональных лицеев, колледжей; организация консультаций психологов);

- МОУ «СОШ № 19» - Межшкольный клуб «Закон и правопорядок», партнеры: Учебный центр при ГУВД Иркутской обл., СИПЭи У /юридический фак-т/. Клуб работает по трем направлениям: профориентационное, спортивное, интеллектуальное. Охвачены дети группы «риска»;

- МОУ «СОШ № 39, 3, 5» - Межшкольный модульный центр «Азбука выживания» (обучение учащихся города безопасному поведению в различных жизненных ситуациях по трем модулям: Школа спасателей, Школа оказания первой медицинской помощи и Школа туриста) взаимодействует не только с ОУ города, но и с учреждениями МЧС, пожарных частей и медицинскими учреждениями;

- МОУДОД «ЦРТДиЮ «Гармония» - «Школа Волонтеров».

Важное направление - организация патриотического воспитания в муниципальной системе образования проходит через деятельность:

- муниципального центра патриотического воспитания  МОУДОД «Музей Победы»,

- МОУ «СОШ № 20» 1) проект «Гражданин» (координация клубов «Наследники славы» (6-11 классы), «Надлежит нам беречь» (организация поисковой и экскурсионной работы), «Мы часть своего народа и его культуры» (организация фольклорных праздников ансамбля «Сибирячок» - краеведение), 2) опорная школа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

- опорной сетевой площадки по экологическому образованию – СОШ №7, 23, 31, 40, ЦО№11, 8.

Основной задачей муниципальной методической службы является непрерывное повышение квалификации педагогических и руководящих кадров. В настоящий момент на муниципальном уровне сформирована модель сетевой организации непрерывного образования педагогов, в состав которой входят:

учебно-методические центры (по гуманной педагогике - МОУ «СОШ №24», по внедрению здоровьесберегающих технологий - «НШДС №1», по дополнительному образованию – ДТДиМ, по внедрению ТРИЗ-технологий – «СОШ №12»),

опорные ОУ по методической работе (внедрение УМК «Школа-2100» - «СОШ №4», по профориентации – «Ангарский лицей №1», стажерские площадки по работе с резервом руководящих кадров – «ЦО №8»),

базовые образовательные учреждения по проведению обучающих семинаров («Школа управленческого мастерства» - «СОШ №10, 36, 15, «Организация исследовательской деятельности с учащимися» - гимназия №1).

На следующем этапе работы эксперимента будет продолжена работа по формированию сети таких учреждений и разработаны механизмы их взаимодействия. Подготовлены положения об опорном образовательном учреждении по методической работе, об опорных сетевых,  стажерских площадках по актуальным вопросам развития образования,  (Приложение 3, 4, 5).

Промежуточные итоги эксперимента показали, что на данных этапах организована и апробируется на практике модель сетевой организации методической работы на муниципальном уровне, которая создает реальные условия для профессионального развития педагогов. Это происходит через становление и развитие нового педагогического опыта, через взаимодействие и открытость всех участников методической работы, что позволило транслировать инновационный опыт педагогов и школ на муниципальную систему образования.

На рисунке  представлена модель сетевой организации непрерывного образования педагогов на муниципальном уровне, которая проходит через деятельность муниципального координационного совета по методической работе, через работу образовательных учреждений – экспериментальных площадок различного уровня, а также через многообразные формы сетевого взаимодействия.

Инновационный потенциал системы образования Ангарского муниципального образования достаточно  высок, о чем свидетельствуют результаты участия в приоритетном национальном проекте «Образование». Одной из важнейших задач муниципальной методической службы - использовать этот потенциал.

Вовлечение лучших школ и учителей в методическую деятельность, несомненно, будет  способствовать повышению профессионального уровня широкого круга педагогов по определенным аспектам обучения и воспитания.