ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по проблеме: «Повышение квалификации специалистов муниципальных     методических служб как условие инновационного развития

муниципального образовательного пространства»

 

1. Введение

Политика модернизации российского образования предусматривает системные изменения в обновлении организационных форм, содержания и методик обучения, стандартизации образования и формировании рынка его услуг, развитии научного потенциала и стимулировании творческой активности работников образования. Непрерывное образование представляется как целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности педагога и всестороннее обогащение её духовного мира. В условиях системных изменений  особо значимым становится изменение содержания деятельности методических служб в методическом обеспечении процесса модернизации образования в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в повышении уровня профессиональной компетентности специалистов муниципальных методических служб, развитии их профессионального мастерства. Методическая служба сегодня призвана обеспечить оперативное и массовое внедрение системообразующих инноваций. Она должна стать ресурсным центром по сопровождению образовательных реформ, обладающим  качественными  ресурсами развития образования: кадровыми, методическими, информационными, программными, техническими, материальными. Но, на настоящем этапе развития образования традиционная методическая служба не всегда способна удовлетворить всевозрастающие потребности методистов и педагогов по повышению профессиональной квалификации.

Проблемное поле муниципальных методических служб включает неразработанность вопроса новой нормативно-правовой основы, что, безусловно, тормозит ее развитие. В структуре муниципальной системы образования методическая служба, как правило, сталкивается с нарастающим объемом несвойственных ей организационных и управленческих функций в ущерб реализации методической функции. Самой серьезной проблемой является состояние кадрового потенциала методической службы. Потенциал методического учреждения не может обеспечить необходимую современному учителю научно-методическую и консультативную поддержку в силу существующего кадрового ограничения.

Актуальность эксперимента состоит в необходимости разрешения противоречий между:

- потребностью субъектов методического процесса в реализации личностных смыслов методической работы и отсутствием многомерного, многоуровневого, поликультурного методического пространства, позволяющего осуществлять на практике идею множественности траекторий профессионально - личностного развития специалистов муниципальных методических служб.

- возросшими требованиями к уровню профессионализма современного педагога и недостаточным уровнем готовности муниципальных методических служб к созданию условий, обеспечивающих эффективность профессионального развития педагогических кадров в муниципальной системе образования;

- между необходимостью быстрой адаптации системы методической работы к изменяющимися условиям макро- и микросреды и инертностью механизма управления методической работой, отсутствием инструментов для опережающего развития.

На наш взгляд, в условиях современного методического инновационного движения назрела необходимость в разработке персонифицированной модели повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб.

Муниципальное методическое учреждение, укомплектованное высокопрофессиональными методическими кадрами, способно стать не просто структурной единицей системы образования одной из многих, а координатором развития муниципальной системы образования, способным формировать и реализовывать муниципальную образовательную политику.

2. Цели экспериментальной деятельности

- разработка и апробация модели повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб Иркутской области,

- создание инновационной развивающейся профессиональной среды в муниципальном образовательном пространстве.

3. Задачи, решаемые в течение всего периода действия программы

- проведение анализа эффективности деятельности методических служб в муниципалитетах Иркутской области в аспекте их влияния на уровень повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб;

- осуществление маркетинговой деятельности по выявлению образовательных потребностей руководителей и специалистов муниципальных методических служб;

- определение содержания, форм, методов и видов научно-методического обеспечения процесса повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб;

- разработка структурно-функциональной модели адресной поддержки специалистов муниципальных методических служб в процессе повышения их квалификации;

- выделение  консалтинго-тьюторского направления деятельности Центра развития методических и управленческих кадров ИИПКРО по организации повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб;

- разработка программного, учебно-методического, нормативно-правового, организационного обеспечения для внедрения современной модели повышения квалификации специалистов ММС в условиях сетевого взаимодействия.

4. Объектом исследования является процесс повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб.

   Предметом исследования является  модель повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб как условие создания развивающей профессиональной среды в муниципальном образовательном пространстве.

5. Рабочая гипотеза

Внедрение современной модели повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб позволит:

- удовлетворить потребности специалистов муниципальных методических служб в развитии профессиональных компетенций на основе личностно-ориентированного подхода;

- разработать пакет примерных дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации специалистов;

- создать команду из высококвалифицированных преподавателей и специалистов муниципальных методических служб, гибко реагирующих на удовлетворение образовательных запросов методических работников и обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников в условиях сетевого взаимодействия;

- развить инновационную профессиональную среду в муниципальном образовательном пространстве.

6. Критерии результативности

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб – участников проекта;

- положительная динамика развития профессиональной, психологической, правовой, информационной компетенций участников проекта;

- банк дополнительных образовательных программ повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб по востребованным направлениям;

- удовлетворенность специалистов муниципальных методических служб процессом и результатом обучения;

- команда «методических тренеров» из числа специалистов муниципальных методических служб, способных оказывать консалтинговые услуги педагогическим кадрам.

7. Ожидаемые результаты

- информационная карта проблемного поля повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб Иркутского региона;

- описание современной модели повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб;

- банк примерных дополнительных образовательных программ повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб;

- команда высококвалифицированных преподавателей и «методических тренеров» из числа специалистов муниципальных методических служб, гибко реагирующих на удовлетворение образовательных запросов специалистов муниципальных методических служб;

- сборник материалов региональной научно-практической конференции по итогам эксперимента;

- публикация статей участников эксперимента об  опыте деятельности методических служб по созданию развивающей профессиональной среды и повышению квалификации методистов.

8. Участники программы (с одной и другой стороны)

Со стороны АПКиППРО:

- Центр развития методической работы в системе образования – директор Е.В. Василевская, к.п.н., доцент

Со стороны Иркутского ИПКРО:

- Центр развития методических и управленческих кадров образования (заведующая Л.А. Магальник, к.п.н., доцент; Т.В. Авгусманова, доцент Центра, к.п.н.)

- муниципальные методические службы Иркутской области (ММС г. Ангарск - директор Л.М. Козырева; ММС г. Усолье-Сибирское - заведующая М.А. Правдеюк; ММС г. Свирск - заведующая А.П. Страхова; ММС г. Черемхово - заведующая Е.В. Бокаева)

9.      Предполагаемый научный руководитель (координатор) экспериментальной работы

Василевская Е.В., к.п.н., доцент, директор Центра развития методической работы в системе образования  Академии ПК и ППРО.

10. Срок реализации программы – 2011-2014 гг.

11. Учебно-методическое обеспечение программы (при необходимости)

- общий каталог библиотечных фондов, справочный аппарат на справочную литературу, методические пособия, банк данных, др.

- единая информационная сеть (сеть Internet, e-mail, скайп, сайт);

- входная, промежуточная, выходная диагностика;

- дидактический, диагностический и презентационный (мультимедийный) материал к учебным занятиям с использованием активных форм обучения;

- современные технические средства обучения, копировальная техника.

12. Методы сбора и обработки экспериментальных данных

Решение поставленных задач предполагается обеспечить методами теоретического анализа философской, историко-педагогической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучением нормативно-правовых документов по вопросам повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб и организации методической работы на региональном уровне и содержания деятельности методических учреждений на муниципальном уровне; методами структурного и логического моделирования, восхождения от абстрактного к конкретному.

Предполагается использование социологических методов: наблюдение; анкетный опрос заведующих кафедрами институтов повышения квалификации, региональных институтов развития образования, руководителей и методистов муниципальных методических учреждений, педагогов образовательных учреждений; систематизация и теоретическое обобщение результатов эксперимента; изучение локальных документов, методических разработок и продуктов деятельности муниципальных методических служб; изучение и обобщение эффективного зарубежного и российского педагогического опыта работы муниципальных методических учреждений с педагогами.

13. Этапы реализации программы и промежуточные результаты

(по учебным годам)

Таблица 1

Учебный год

Цель этапа

Промежуточные результаты

1 этап информационно – аналитический

март 2011 г.- май 2012 г.

создание организационных, информационных, научно-методических и кадровых условий для  проведения эксперимента.

-     пакет диагностических материалов, определяющих эффективность форм повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб;

-     укомплектованные рабочие групп по направлениям повышения квалификации;

-теоре­тико-методологи­ческий семинар «Развитие по­тенциала специалистов муниципальных мето­дических служб в усло­виях реализации нацио­нальной образователь­ной инициативы «Наша новая школа»;

- пакет нормативных и организационно-педагогических   документов сопровождения разработки современной модели повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб Иркутской области

2 этап  - внедренческий

сентябрь 2011 г. – май 2013 г.

создание условий для реализации целевых проектов по повышению квалификации методистов ММС в рамках сетевого взаимодействия.

-       Пакет обр. программ ДПО

-       конференция-презентация целевых проектов муниципальных методических служб по созданию развивающей профессиональной среды в муниципальном образовательном пространстве;

-       доклады и публикации по итогам проведения конференции;

 

3 этап - обобщающий

сентябрь 2013г. - февраль 2014 г.

обобщение и описание деятельности по созданию современной модели повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб

-       научно-практическая конференция, рассматривающая варианты современной модели  повышения квалификации их специалистов на разных уровнях (ноябрь 2013 г.)

-       сборник материалов по итогам конференции.

 

Таблица 2

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1 этап - информационно – аналитический

1.1.

Диагностика затруднений и потребностей специалистов ММС в решении приоритетных задач развития образования

Март-апрель 2011 г.

 

1.2.

Определение проблемного поля профессионального развития методистов

Май-июнь 2011 г.

Центр ИИПКРО

 ММС

1.3.

Разработка примерных образовательных программ повышения квалификации дополнительного профессионального образования

март 2011 г.- май 2012 г.

Центр АПКиППРО;

Центр ИИПКРО

 

 

1.4.

Определение рабочих  групп по отработке направлений повышения квалификации

Сентябрь-октябрь 2011

Центр ИИПКРО, ММС

1.5.

Разработка пакета нормативных документов по  сопровождению модели повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб Иркутской области

март 2011 г.- май 2012 г.

Центр АПКиППРО

Центр ИИПКРО, ММС

2 этап  - внедренческий

2.1.

Запуск и функционирование блоков модели повышения профессионального уровня специалистов

сентябрь 2011 г. – май 2013 г.

Центр ИИПКРО, ММС

2.2.

Промежуточная диагностика участников эксперимента; коррекция модели, индивидуального маршрута повышения квалификации специалистов ММС

сентябрь 2011 г. – май 2013 г.

Центр ИИПКРО, ММС

2.3.

Проведение межрегиональных вебинаров по повышению квалификации специалистов муниципальных методических служб

Ноябрь, 2011 г.

Март 2012 г.

Центр АПКиППРО

Центр ИИПКРО, ММС

2.4.

Проведение скайп – консультаций со специалистами АПКиППРО и других регионов России по вопросам ПК

сентябрь 2011 г. – май 2013 г.

Центр АПКиППРО

Центр ИИПКРО, ММС

3 этап - обобщающий

3.1.

Комплексный анализ результатов проекта

 

Центр АПКиППРО

Центр ИИПКРО

3.2.

Индивидуальные отчеты участников проекта

По отдельному графику в рамках этапа

Центр ИИПКРО

3.3.

Проведение научно-практическая конференция, рассматривающая варианты современной модели  повышения квалификации их специалистов на разных уровнях

ноябрь 2013 г.

Центр развития методических и управленческих кадров образования ИПКРО

 

3.4.

Выявление количественных и качественных показателей характеризующих уровень и эффективность разработанной модели повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб

сентябрь 2013г. - февраль 2014 г.

 

 

14. Форма представления результатов

- сборник «Инновационная развивающая профессиональная среда в муниципальном образовательном пространстве Иркутской области: состояние и перспективы развития»;

- выступления и публикации специалистов муниципальных методических служб на  научно-практических  конференциях  и семинарах разного уровня.