ПРОГРАММА
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по проблеме: «Повышение квалификации
специалистов муниципальных методических
служб как условие инновационного развития
муниципального образовательного
пространства»
1.
Введение
Политика модернизации
российского образования предусматривает системные изменения в обновлении
организационных форм, содержания и методик обучения, стандартизации образования
и формировании рынка его услуг, развитии научного потенциала и стимулировании
творческой активности работников образования. Непрерывное образование
представляется как целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие
творческого потенциала личности педагога и всестороннее обогащение её духовного
мира. В условиях системных изменений
особо значимым становится изменение содержания деятельности методических
служб в методическом обеспечении процесса модернизации образования в части
реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в
повышении уровня профессиональной компетентности специалистов муниципальных
методических служб, развитии их профессионального мастерства. Методическая
служба сегодня призвана обеспечить оперативное и массовое внедрение системообразующих
инноваций. Она должна стать ресурсным центром по сопровождению образовательных
реформ, обладающим качественными ресурсами развития образования: кадровыми,
методическими, информационными, программными, техническими, материальными. Но,
на настоящем этапе развития образования традиционная
методическая служба не всегда способна удовлетворить всевозрастающие
потребности методистов и педагогов по повышению профессиональной квалификации.
Проблемное поле муниципальных
методических служб включает неразработанность вопроса новой нормативно-правовой
основы, что, безусловно, тормозит ее развитие. В структуре
муниципальной системы образования методическая служба, как правило,
сталкивается с нарастающим объемом несвойственных ей организационных и
управленческих функций в ущерб реализации методической функции. Самой серьезной
проблемой является состояние кадрового потенциала методической службы. Потенциал методического учреждения не может обеспечить
необходимую современному учителю научно-методическую и консультативную
поддержку в силу существующего кадрового ограничения.
Актуальность
эксперимента состоит в необходимости разрешения противоречий между:
- потребностью субъектов
методического процесса в реализации личностных смыслов методической работы и
отсутствием многомерного, многоуровневого, поликультурного методического
пространства, позволяющего осуществлять на практике идею множественности
траекторий профессионально - личностного развития специалистов муниципальных методических
служб.
-
возросшими требованиями к уровню профессионализма современного педагога и
недостаточным уровнем готовности муниципальных методических служб к созданию
условий, обеспечивающих эффективность профессионального развития педагогических
кадров в муниципальной системе образования;
- между
необходимостью быстрой адаптации системы методической работы к изменяющимися
условиям макро- и микросреды и инертностью механизма управления методической
работой, отсутствием инструментов для опережающего развития.
На
наш взгляд, в условиях современного методического инновационного движения
назрела необходимость в разработке персонифицированной модели повышения квалификации
специалистов муниципальных методических служб.
Муниципальное
методическое учреждение, укомплектованное высокопрофессиональными методическими
кадрами, способно стать не просто структурной единицей системы образования одной
из многих, а координатором развития муниципальной системы образования, способным
формировать и реализовывать муниципальную образовательную политику.
2. Цели
экспериментальной деятельности
-
разработка и апробация модели повышения квалификации специалистов муниципальных
методических служб Иркутской области,
- создание инновационной развивающейся профессиональной
среды в муниципальном образовательном пространстве.
3. Задачи,
решаемые в течение всего периода действия программы
- проведение анализа эффективности
деятельности методических служб в муниципалитетах Иркутской области в аспекте
их влияния на уровень повышения квалификации специалистов муниципальных
методических служб;
- осуществление маркетинговой
деятельности по выявлению образовательных потребностей руководителей и
специалистов муниципальных методических служб;
- определение содержания, форм,
методов и видов научно-методического обеспечения процесса повышения
квалификации специалистов муниципальных методических служб;
- разработка структурно-функциональной
модели адресной поддержки специалистов муниципальных методических служб в
процессе повышения их квалификации;
- выделение консалтинго-тьюторского направления
деятельности Центра развития методических и управленческих кадров ИИПКРО по
организации повышения квалификации специалистов муниципальных методических
служб;
- разработка программного,
учебно-методического, нормативно-правового, организационного обеспечения для
внедрения современной модели повышения квалификации специалистов ММС в условиях
сетевого взаимодействия.
4.
Объектом исследования является процесс повышения квалификации специалистов
муниципальных методических служб.
Предметом исследования является модель повышения квалификации специалистов
муниципальных методических служб как условие создания развивающей
профессиональной среды в муниципальном образовательном пространстве.
5.
Рабочая гипотеза
Внедрение современной модели повышения квалификации специалистов муниципальных
методических служб позволит:
-
удовлетворить
потребности специалистов муниципальных методических
служб в развитии профессиональных компетенций на
основе личностно-ориентированного подхода;
-
разработать
пакет примерных дополнительных профессиональных образовательных программ,
ориентированных на повышение квалификации специалистов;
- создать команду из
высококвалифицированных преподавателей и специалистов муниципальных
методических служб, гибко реагирующих на удовлетворение образовательных
запросов методических работников и обеспечивающих повышение квалификации
педагогических работников в условиях сетевого взаимодействия;
- развить инновационную
профессиональную среду в муниципальном образовательном пространстве.
6.
Критерии результативности
- разработка индивидуальных
образовательных маршрутов повышения квалификации специалистов муниципальных
методических служб – участников проекта;
- положительная динамика
развития профессиональной, психологической, правовой, информационной
компетенций участников проекта;
- банк дополнительных
образовательных программ повышения квалификации специалистов муниципальных
методических служб по востребованным направлениям;
- удовлетворенность
специалистов муниципальных методических служб процессом и результатом обучения;
- команда «методических
тренеров» из числа специалистов муниципальных методических служб, способных
оказывать консалтинговые услуги педагогическим кадрам.
7.
Ожидаемые результаты
- информационная карта
проблемного поля повышения квалификации специалистов муниципальных методических
служб Иркутского региона;
- описание современной модели повышения квалификации специалистов муниципальных
методических служб;
- банк примерных дополнительных
образовательных программ повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб;
- команда
высококвалифицированных преподавателей и «методических тренеров» из числа
специалистов муниципальных методических служб, гибко реагирующих на удовлетворение
образовательных запросов специалистов муниципальных
методических служб;
- сборник материалов региональной научно-практической
конференции по итогам эксперимента;
- публикация статей участников эксперимента об опыте деятельности методических служб по
созданию развивающей профессиональной среды и повышению квалификации методистов.
8.
Участники программы (с одной и другой стороны)
Со стороны АПКиППРО:
- Центр развития методической работы в системе
образования – директор Е.В. Василевская, к.п.н., доцент
Со стороны Иркутского ИПКРО:
- Центр развития методических и управленческих
кадров образования (заведующая Л.А. Магальник, к.п.н., доцент; Т.В.
Авгусманова, доцент Центра, к.п.н.)
- муниципальные методические службы Иркутской
области (ММС г. Ангарск - директор Л.М. Козырева; ММС г. Усолье-Сибирское -
заведующая М.А. Правдеюк; ММС г. Свирск - заведующая А.П. Страхова; ММС г. Черемхово
- заведующая Е.В. Бокаева)
9. Предполагаемый научный руководитель
(координатор) экспериментальной работы
Василевская Е.В., к.п.н.,
доцент, директор Центра развития методической работы в системе образования Академии ПК и ППРО.
10. Срок
реализации программы – 2011-2014 гг.
11.
Учебно-методическое обеспечение программы (при необходимости)
- общий каталог библиотечных фондов,
справочный аппарат на справочную литературу, методические пособия, банк данных,
др.
- единая информационная сеть (сеть Internet, e-mail, скайп, сайт);
- входная, промежуточная, выходная
диагностика;
- дидактический,
диагностический и презентационный (мультимедийный) материал к учебным занятиям
с использованием активных форм обучения;
- современные технические средства
обучения, копировальная техника.
12. Методы
сбора и обработки экспериментальных данных
Решение
поставленных задач предполагается обеспечить методами теоретического анализа
философской, историко-педагогической, психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования; изучением нормативно-правовых документов по вопросам повышения
квалификации специалистов муниципальных методических служб и организации
методической работы на региональном уровне и содержания деятельности
методических учреждений на муниципальном уровне; методами структурного и
логического моделирования, восхождения от абстрактного к конкретному.
Предполагается
использование социологических методов: наблюдение; анкетный опрос заведующих
кафедрами институтов повышения квалификации, региональных институтов развития
образования, руководителей и методистов муниципальных методических учреждений,
педагогов образовательных учреждений; систематизация и теоретическое обобщение
результатов эксперимента; изучение локальных документов, методических
разработок и продуктов деятельности муниципальных методических служб; изучение
и обобщение эффективного зарубежного и российского педагогического опыта работы
муниципальных методических учреждений с педагогами.
13. Этапы реализации программы и промежуточные результаты
(по учебным
годам)
Таблица 1
Учебный год |
Цель этапа |
Промежуточные
результаты |
1
этап информационно – аналитический |
||
март 2011 г.- май 2012 г. |
создание организационных, информационных, научно-методических и кадровых условий для проведения эксперимента. |
- пакет диагностических материалов,
определяющих эффективность форм повышения квалификации специалистов
муниципальных методических служб; - укомплектованные рабочие групп по направлениям
повышения квалификации; -теоретико-методологический семинар «Развитие потенциала специалистов
муниципальных методических служб в условиях реализации национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа»; - пакет нормативных и организационно-педагогических документов сопровождения разработки современной модели повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб Иркутской области |
2 этап - внедренческий |
||
сентябрь 2011 г. – май 2013 г. |
создание условий для реализации целевых проектов по повышению квалификации методистов ММС в рамках сетевого взаимодействия. |
-
Пакет обр. программ ДПО - конференция-презентация целевых проектов муниципальных методических служб
по
созданию развивающей профессиональной среды в муниципальном образовательном
пространстве; -
доклады и публикации по итогам проведения
конференции; |
3 этап -
обобщающий |
||
сентябрь 2013г. - февраль 2014 г. |
обобщение и описание деятельности по созданию современной модели повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб |
- научно-практическая конференция,
рассматривающая варианты современной модели
повышения квалификации их специалистов на разных уровнях (ноябрь 2013
г.) - сборник материалов по итогам
конференции. |
Таблица 2
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственный |
1 этап - информационно – аналитический |
|||
1.1. |
Диагностика затруднений и потребностей специалистов ММС в решении приоритетных задач развития образования |
Март-апрель 2011 г. |
|
1.2. |
Определение проблемного поля профессионального развития методистов |
Май-июнь 2011 г. |
Центр ИИПКРО ММС |
1.3. |
Разработка примерных образовательных программ повышения квалификации дополнительного профессионального образования |
март 2011 г.- май 2012 г. |
Центр АПКиППРО; Центр ИИПКРО |
1.4. |
Определение рабочих групп по отработке направлений повышения квалификации |
Сентябрь-октябрь 2011 |
Центр ИИПКРО, ММС |
1.5. |
Разработка пакета нормативных документов по сопровождению модели повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб Иркутской области |
март 2011 г.- май 2012 г. |
Центр АПКиППРО Центр ИИПКРО, ММС |
2 этап - внедренческий |
|||
2.1. |
Запуск и функционирование блоков модели повышения профессионального уровня специалистов |
сентябрь 2011 г. – май 2013 г. |
Центр ИИПКРО, ММС |
2.2. |
Промежуточная диагностика участников эксперимента; коррекция модели, индивидуального маршрута повышения квалификации специалистов ММС |
сентябрь 2011 г. – май 2013 г. |
Центр ИИПКРО, ММС |
2.3. |
Проведение межрегиональных вебинаров по повышению квалификации специалистов муниципальных методических служб |
Ноябрь, 2011 г. Март 2012 г. |
Центр АПКиППРО Центр ИИПКРО, ММС |
2.4. |
Проведение скайп – консультаций со специалистами АПКиППРО и других регионов России по вопросам ПК |
сентябрь 2011 г. – май 2013 г. |
Центр АПКиППРО Центр ИИПКРО, ММС |
3 этап - обобщающий |
|||
3.1. |
Комплексный анализ результатов проекта |
|
Центр АПКиППРО Центр ИИПКРО |
3.2. |
Индивидуальные отчеты участников проекта |
По отдельному графику в рамках этапа |
Центр ИИПКРО |
3.3. |
Проведение научно-практическая конференция, рассматривающая варианты современной модели повышения квалификации их специалистов на разных уровнях |
ноябрь 2013 г. |
Центр развития методических и управленческих кадров образования ИПКРО |
3.4. |
Выявление количественных и качественных показателей характеризующих уровень и эффективность разработанной модели повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб |
сентябрь 2013г. - февраль 2014 г. |
|
14.
Форма представления результатов
- сборник «Инновационная развивающая профессиональная среда в муниципальном
образовательном пространстве Иркутской области: состояние и перспективы развития»;
- выступления и публикации специалистов муниципальных
методических служб на
научно-практических
конференциях и семинарах разного
уровня.