Описание инновационной модели и  содержательных результатов деятельности муниципальной методической службы Ангарского муниципального образования

Разработка новой модели муниципальной методической службы обусловлена государственной политикой в области образования:  государственной программой "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 г.г.", Концепцией  долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации (стратегия до 2020 г.), национальной образовательной инициативой "Наша новая школа". При разработке новой модели учтены условия и потребности  образовательной системы Ангарского муниципального образования, определенные муниципальной целевой программой «Модернизация муниципальной системы образования на период 2008-2012 г.г., педагогической концепцией образования детей и молодежи «Сибирский характер как ценность». Соотнесение государственных ориентиров и потребностей муниципальной образовательной системы привело к необходимости формирования новой организационной культуры на уровне муниципальной методической службы, ориентированной на развитие профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров как системообразующего ресурса образования.

С 2008 года в Ангарском муниципальном образовании реализуется  новая модель муниципальной методической службы, основанная на принципах  сетевого взаимодействия: определены субъекты муниципальной методической сети, содержание и направления деятельности, механизмы взаимодействия и координации, критерии эффективности сетевой организации на разных уровнях. Методологическая основа модели - положения педагогической акмеологии, определяющие новые подходы и методы развития профессионального мастерства и содержания педагогической культуры учителя, разработанные Ю.Н. Кулюткиным, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.П. Ситник; теории и технологии педагогического образования, обоснованные Н.А. Алексеевым, Е.В. Бондаревской, М.М. Поташником, В.А. Сластениным; исследования вопросов содержания и структуры методической работы на муниципальном уровне Е.В. Василевской.

В основе инновационной модели муниципальной методической службы – трехкомпонентная структура.

1. Традиционная иерархическая структура взаимосвязей между постоянными субъектами методического пространства образовательной системы: Центр обеспечения развития образования - муниципальные методические советы по предметам и направлениям - муниципальные методические объединения педагогов по предметам и направлениям - школьные методические объединения (кафедры, творческие объединения педагогов, лаборатории) по предметам и направлениям.

Эта структура обеспечивает организационное единство муниципальной методической службы, ее управляемость, позволяющую быстро и адекватно реагировать на постоянно изменяющуюся действительность. Сохранение на данном этапе традиционной структуры обусловлено необходимостью пересмотра профессиональной подготовки педагога с точки зрения формирования и развития, прежде всего, его предметно-методологической компетентности как одного из условий успешного перехода к реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

2. Сетевая («антииерархическая») многовекторная структура горизонтальных взаимосвязей между субъектами муниципальной методической службы, обеспечивающая ее вариативность и гибкость. Специфика структуры - возникновение, развитие, трансформация новых – непостоянных – субъектов методического пространства (опорных, базовых образовательных учреждений, ресурсных, учебно-методических центров, стажерских, опорных сетевых, экспериментальных площадок и т.д. на базе образовательных учреждений) для решения конкретных педагогических или управленческих задач и занимающих, таким образом, свою нишу в системе методической работы. Длительность их зависит как от степени  сложности решаемых проблем, так и от степени эффективности предлагаемых в рамках организованного взаимодействия решений. Мы определили главные принципы взаимодействия в рамках новых структур: паритетность (взаимодействие на основе равенства), приоритетность (взаимодействие по приоритетным направлениям деятельности), коллегиальность (взаимодействие на основе уважения опыта и мнения каждого), проектирование (взаимодействие на основе проектной деятельности), научность (взаимодействия через взаимоотношения с наукой), целесообразность (взаимодействие в соответствии с целями).

3. Разветвленная структура внешних по отношению к муниципальной образовательной системе связей (учреждения дополнительного профессионального образования, науки, культуры, здравоохранения, иных ведомств), обеспечивающих включение в сеть ресурсов более высокого уровня (научных, кадровых, материально-технических, финансовых и т.д.).

Впервые механизм сетевой модели апробирован в 2008 году в связи с реализацией целевой программы «Модернизация муниципальной системы образования на период 2008-2012 г.г.». В проектах, представленных на экспертизу образовательными учреждениями, расширение социального партнерства рассматривается как один из факторов организации образовательного пространства нового уровня и качества.

Цели новой модели:

- сформировать субъектную позицию педагогов в построении собственной образовательной траектории;

- использовать потенциал образовательных учреждений и педагогов, получивших признание в рамках открытых педагогических мероприятий и конкурсов, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности, для оказания адресной методической поддержки педагогическим и управленческим кадрам;

- сделать повышение квалификации доступным (педагоги имеют возможность повышать свой профессиональный уровень в удобное для них время) и качественным (качественная образовательная услуга, на наш взгляд, это услуга, прежде всего,  своевременная и адресная).

 Новизна нашей модели сетевой организации муниципальной методической службы состоит,

во-первых, в создании более широкого спектра методических услуг, чем это возможно в условиях традиционной системы повышения квалификации, предназначенных практически для всех категорий педагогических и управленческих кадров: руководителей I и II уровней, резерва управленческих кадров, педагогов-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного и дошкольного образования, психологов и логопедов,

а во-вторых, в адресной методической поддержке тех направлений деятельности, которые наиболее востребованы потребителями услуг.

Поэтому именно сетевые взаимодействия мы считаем одним из главных ресурсов развития муниципальной системы образования, поскольку они позволяют выявить скрытый, или еще не востребованный, или не реализовавшийся в иных условиях инновационный потенциал, транслировать его на всю систему, активизировать процессы развития и саморазвития субъектов сети в организационном, содержательном, технологическом и управленческом аспектах.

Организация и содержание деятельности «узлов» сети нацелено на реализацию приоритетных задач развития муниципальной системы образования, определенных Управлением образования Ангарского муниципального образования:

- организация подготовки педагогических кадров к введению новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;

- разработка и внедрение системы оценки качества образования на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений;

- развитие национально-регионального компонента общего образования, обеспечивающего формирование ключевых компетенций учащихся;

- поддержка талантливых детей,

- подготовка кадров, способных решать задачи модернизации образования.

Подготовка методических кадров к реализации сетевой модели ММС. Первостепенное внимание на этапе разработки и первичной апробации модели было уделено подготовке методических кадров.

Так, в рамках реализации целевой программы «Модернизация муниципальной системы образования» в 2008 году 86% методистов Центра обеспечения развития образования  повысили свою квалификацию на курсах ЦНТИ «Прогресс», АПКиППРО, «АЛТА» Москва по вопросам организации методической работы с педагогическими и управленческими кадрами в условиях модернизации образования, 100% методистов Центра прошли подготовку на теоретическом семинаре  Е.В. Василевской «Система методической работы с педагогическими кадрами. Сетевая организация методической службы», Д.Ш. Матроса «Информатизация образования». В 2009 году все методисты повысили профессиональный уровень на курсах повышения квалификации ИИПКРО по вопросам государственной политики в области образования, инновационному менеджменту. Таким образом, курсовая подготовка методистов, обучение в деятельности и самообразование сформировали необходимую теоретическую и практическую базу для перехода к работе в новом - инновационном для методического учреждения - режиме.

Целенаправленно в течение последних лет проходит и подготовка кадров образовательных учреждений к работе в условиях сетевой организации муниципальной методической службы.

Нормативно-правовая база. Общие условия и порядок организации опорных, базовых ОУ, ресурсных, учебно-методических центров, стажерских, опорных сетевых площадок на базе образовательных учреждений субъектов сети, а также их специфические функции определяют разработанные Положения.

Под сетевой деятельностью мы понимаем совместную деятельность нескольких образовательных учреждений, организованную для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования и т.д. Таким образовательным учреждениям присваивается статус сетевой опорной площадки. Базовое учреждение – учреждение, осуществляющее организационно-методическую и техническую поддержку проведения муниципальных мероприятий. Опорное образовательное учреждение по методической работе -  учреждение, имеющее эффективный опыт работы по одному из направлений методической работы. Учебно-методический центр на базе образовательного учреждения – учреждение, имеющее продуктивное взаимодействие с вузами, учреждениями дополнительного профессионального образования для организации повышения квалификации кадров по определенным направлениям. Ресурсный центр на базе образовательного учреждения – учреждение, имеющее опыт и ресурсы (кадровые, научно-методические, материально-технические) для реализации одного из перспективных направлений развития муниципальной системы образования. Стажерская площадка рассматривается как модель распространения эффективного педагогического и управленческого опыта образовательного учреждения - победителя конкурса приоритетного национального проекта «Образование».

Управление сетевой организацией.

Специфику управления сетевой организацией муниципальной методической службы определяет:

- использование проектных методов,

- участие общественности в управлении и контроле качества условий, процессов и результатов деятельности на муниципальном уровне,

- адресность ресурсной поддержки.

Так, в рамках реализации целевой программы «Модернизация муниципальной системы образования на период 2008-2012 г.г.», которая в числе многих направлена на решение задачи подготовки педагогических кадров, способных работать в условиях изменений в образовании, использовались методологические подходы к управлению «портфелем» проектов.

Жизненный цикл управления проектом:

Жизненный цикл управления проектом

Этапы управления проектной деятельностью образовательных учреждений:

I. Разработка проектов.

Сбор проектных инициатив и заявок без учета финансовых и иных ограничений.

Экспертная комиссия, состав которой утвержден Управлением образования, оценивает,  насколько предлагаемая идея  соответствует целям программы, является ли реализация идеи целесообразной и актуальной для развития системы образования.

После согласования и утверждения проектной идеи происходит ее конкретизация, детализация, выполнение экономических расчетов разработчиками проекта.

Результат: проект попадает в «портфель» проектов, потенциально интересных для реализации как  наиболее соответствующих целям и задачам развития муниципальной системы образования.

II. Отбор наиболее эффективных проектов с учетом условий и существующих ограничений. Результат: создание «портфеля» проектов, который будет принят к реализации.

III. Реализация проектов

На этом этапе экспертной комиссией оценивается уровень готовности заявителя к реализации проекта, утверждаются сметы расходов. На основании результатов двух этапов выносится решение о начале реализации проекта и его ресурсном обеспечении.

Разработчиком проекта формируются организационные структуры, необходимые для его реализации, создается необходимая нормативная база, происходит допланирование (детализация всех видов планов до степени, необходимой для успешной реализации проекта).

Для эффективного управления ходом реализации проекта и оценки степени достижения его целей на этапе планирования проекта определяются соответствующие показатели (качественные, количественные, временные), способы и источники информации для их измерения.

IY . Управление реализацией:

- мониторинг выполнения, анализ отклонений при реализации проекта;

- координация ресурсов.

Периодичность контроля по реализации проектов зависит от уровня управления, состояния проекта, его характера:

Управлением образования – 1 раз в год,

Центром обеспечения развития образования – ежемесячно (согласование в качестве координатора планов работы опорных школ, ресурсных, учебно-методических центров и т.д. на базе образовательных учреждений),

руководителями проектных групп – исходя из плана работы по реализации проекта.

Формы отчетности:

- публичная: презентация промежуточных  и конечных результатов проекта,

общественная экспертиза с участием  представителей педагогической, ученической, родительской общественности, сторонних организаций, СМИ, властных структур, районной Думы;

- письменный отчет по содержанию и результатам деятельности, эффективному использованию бюджетных средств по завершению проекта.

Образовательные учреждения могут позиционировать себя в качестве опорных, ресурсных, учебно-методических центров, стажерских площадок при наличии эффективного опыта решения педагогических и управленческих задач, а также ресурсов высокого уровня. Например, стажерская площадка по обучению резерва управленческих кадров была открыта в 2008-2009 учебном году на базе учреждения – победителя конкурса приоритетного национального проекта «Образование», успешно прошедшего аккредитацию; учебно-методический центр «Здоровье и образование» - на базе образовательного учреждения - региональной экспериментальной площадки, успешно внедряющего систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников; ресурсный центр по развитию математической одаренности школьников – на базе школы с углубленным изучением отдельных предметов,  признанного лидера в развитии интеллектуальных способностей школьников (школа из года в год занимает верхние строчки рейтингов по результатам олимпиад, математических турниров регионального и федерального уровней, ЕГЭ). Присвоение статуса учреждению-заявителю  утверждается приказом Управления образования сроком на 1 год.

Повышение квалификации педагогов в условиях сетевого взаимодействия. В рамках действующей модели апробируются новые формы методического сопровождения деятельности педагогов и повышения их профессионального уровня. Например, деятельность ресурсных центров «Юный исследователь» (обучение навыкам проектной и исследовательской деятельности учащихся I ступени обучения), «Олимп» (поддержка и развитие математической одаренности школьников через систему интеллектуальных мероприятий и обучающие программы) направлена не только на создание условий для обучения и развития школьников, но и на оказание методической помощи педагогам других образовательных учреждений, работающим с одаренными детьми. Учебно-методическим центром по Гуманной педагогике разработана не только серия методических семинаров для педагогов дошкольного, основного и общего, дополнительного образования, но и программа методического сопровождения, включающая проведение Фестиваля гуманного урока, в ходе которого каждый педагог оценивает свою практическую деятельность в соответствии с разработанными в ходе совместной деятельности критериями, получает необходимые консультации коллег. Методическое сопровождение педагогов-психологов включает такую форму, как балинтовская группа – специфическую форму оказания квалифицированными специалистами профессиональной помощи практическому психологу в решении профессиональных и личностных затруднений: на основе метода групповой тренинго-исследовательской работы анализируются конкретные случаи из практики психолога.

Повышение квалификации на основе модульных программ (на примере работы муниципального методического объединения учителей естественнонаучного цикла в 2008-2009 г.г.).

 Выделяются несколько этапов в методическом сопровождении повышения квалификации на основе модульных программ.

1) Изучение образовательных потребностей педагогов (проводится ежегодно на уровне муниципального методического объединения) – систематизация полученных данных по проблемам и степени актуальности для развития муниципальной системы образования.

2) Разработка модульной программы повышения квалификации с использованием ресурсов учреждений дополнительного профессионального образования, высших учебных заведений, муниципальной методической службы, педагогов-носителей инновационного опыта.

3) Создание условий для организации повышения квалификации на основе сетевого взаимодействия: определение базовых учреждений для реализации теоретических и практических модулей; материально-техническое, информационно-методическое, дидактическое (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) оснащение модулей; составление временного плана-графика реализации модульной программы.

4) Разработка индивидуальных и групповых маршрутов повышения квалификации:

- выбор каждым педагогом содержательных модулей повышения квалификации (обязательные модули + модули по выбору + факультативные модули (самообразование));

- формирование состава учебных групп.

5) Подведение итогов обучения (в зависимости от пройденного педагогом индивидуального маршрута – получение удостоверения о краткосрочном (72 часа) повышении квалификации (выдает учреждение дополнительного профессионального образования), до 72 часов – Центр обеспечения развития образования выдает сертификат о прохождении определенного числа модулей программы. В 2008-2009 году 80 педагогов естественнонаучного цикла повысили свою квалификацию на основе модульных программ: «Решение задач повышенного уровня по физике», «Вопросы экологического образования в курсе химии», «Организация работы с одаренными детьми», «Реализация регионального компонента в преподавании географии», что отразилось на качестве обучения по предметам и на результатах ЕГЭ. Повышение квалификации в ресурсном центре на базе образовательного учреждения (на примере ресурсного центра «ТРИЗ-класс»). Основная идея проекта: ТРИЗ–образование (теория решения изобретательских задач) может стать одним из важнейших инструментов создания системы подготовки кадров с творческим, системным, эффективным мышлением, что является залогом нового качества образования. В ресурсном центре «ТРИЗ-класс», организованном в 2008 году на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» сосредоточены образовательные ресурсы по ТРИЗ, открытые для совместного использования образовательными учреждениями всех типов и видов на принципах сетевого взаимодействия.

Школа - член Международной Ассоциации ТРИЗ и имеет право на выдачу сертификатов МА ТРИЗ I, II, III уровней, поддерживает тесные связи с Международной и Российской Ассоциациями ТРИЗ, с ведущими разработчиками ТРИЗ нашей страны и зарубежья. В рамках реализации проекта «ТРИЗ-класс» его разработчиками составлена программа повышения квалификации кадров, по которой в течение 2008, 2009 годов прошли обучение 252 работника образовательных учреждений Ангарского муниципального образования (базовый уровень – 40 часов, основной уровень – 80 часов, углубленный уровень – 100 часов) с использованием ресурсов ведущих специалистов в области ТРИЗ международного и Российского уровней: А.А. Гина, А.В. Кислова, А.А. Нестеренко, Е.Л. Пчелкиной, А.В.Корзуна, а также сертифицированных специалистов МОУ «СОШ №12». Педагоги, окончившие курс, приняли участие в первом конкурсе «ТРИЗ в школьном уроке», организованном Российской Ассоциацией ТРИЗ, три педагога стали его призерами. По результатам деятельности в 2008 году на базе МОУ «СОШ №12» открыта экспериментальная площадка кафедры развития образовательных систем ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

Повышение квалификации в рамках конкурсных педагогических мероприятий. Конкурсные педагогические мероприятия, инициируемые организованными на базе образовательных учреждений опорными, ресурсными, учебно-методическими центрами, носят, прежде всего, обучающий характер. Например, на ежегодных муниципальных фестивалях хореографического искусства «Школьный экзерсис», вокально-хорового искусства «Школа пения», театрализованных действий «Золотой ключик», народного творчества «Святки» каждый участник должен продемонстрировать педагогически обоснованный путь создания творческого продукта с обучающимися:

1 этап: осмысление совместно с другими участниками и экспертами проблем и путей их разрешения на разных этапах создания творческого продукта (интерактивная беседа);

2 этап: демонстрация участником конкурса форм, подготавливающих творческий процесс: экзерсисов в хореографии, тренингов в актерском мастерстве и т.п.;

 3 этап: демонстрация технологии создания творческого продукта;

4 этап: демонстрация полученного творческого продукта;

5 этап: выработка рекомендаций по улучшению качества творческого процесса в режиме «круглых столов».

Эффективность новой модели муниципальной методической службы. Мониторинг профессионального уровня педагогов показывает, что действующая модель муниципальной методической службы:

- способствует реализации личностного подхода к работе с кадрами, созданию условий для профессионального роста всех категорий работников образования, поскольку позволяет не только расширить спектр образовательных услуг, но и сделать их максимально доступными;

- позволяет учитывать и выстраивать разнообразные «образовательные маршруты» с учетом специфики типа и вида образовательного учреждения, в котором работает педагог, его стажа и опыта, желаемого результата, поддерживать приоритетные направления профессиональной подготовки педагогических и управленческих кадров.

Какие преимущества мы зафиксировали в модели сетевой организации непрерывного повышения квалификации в системе муниципальной методической службы для педагогов и образовательных учреждений?

Во-первых, преимущества

- экономические (резко уменьшаются временные и финансовые затраты на повышение квалификации);

- педагогические (обучение становится более мотивированным, технологичным и индивидуализированным);

- эргономические (гибкий график занятий позволяет педагогу и руководителю без отрыва от основной деятельности повышать квалификацию);

- информационные (возрастает доступность современных программных средств, новых образовательных технологий, поскольку сетевая организация формирует образовательное пространство открытого типа);

- коммуникационные (каждый педагог может включаться в сетевое взаимодействие, привносить в процесс свой опыт, идеи).

Во-вторых, растет мотивация педагогов к повышению профессионального мастерства. Это подтверждают статистические данные: в 2007 – 2008 г.г. повысили квалификацию 1341 работник образования (45%); в 2008-2009 учебном году - 2864 педагога (95,5%) прошли обучение на курсах, семинарах, мастер-классах с использованием ресурсов учреждений дополнительного профессионального образования муниципальной методической службы. Растет заинтересованность образовательных учреждений и педагогических сообществ в создании сетевых партнерских проектов. Целесообразность и актуальность действующей модели подтверждают результаты анкетирования педагогических и управленческих кадров  – средний балл по 7 критериям (актуальность, научно-методическое и информационное обеспечение, системность, результативность, перспективность, формирование и развитие профессионализма, психологический аспект) – 4.5 по 5-ти балльной шкале.

В настоящее время основными задачами муниципальной методической службы Ангарского муниципального образования является разработка

1) содержательного и технологического аспекта включения всех субъектов методической сети в формирование программ профессионального развития и повышения квалификации кадров, ориентированных на подготовку муниципальной системы образования к реализации федеральных государственных стандартов второго поколения и функционированию муниципальной системы оценки качества образования;

2) системы мониторинга методической работы на муниципальном уровне.


Этапы формирования инновационной модели муниципальной методической службы

Этапы формирования инновационной модели ММС